Меню сайта |
|
|
|
Автогражданская ответственность владельцев транспортных средств
| 11.01.2019, 15:37 |
Страхование ответственности - сравнительно молодая отрасль страхового дела, которая в международной практике существует чуть более 100 лет. В основе страхования ответственности лежит вытекающая из требований гражданского законодательства имущественная ответственность юридических и физических лиц за последствия своей деятельности.
Аварийность на дорогах стоит в ряду наиболее значимых социально-экономических проблем современного общества. Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,2 млн человек и 50 млн человек получают травмы. В России в период с 2003 по 2011 годы погибло около 350 тыс. человек и почти 2,2 млн человек получили травмы. Число погибших в ДТП в России сопоставимо с аналогичным показателем во всех странах Европейского Союза (ЕС) (около 40 тыс. человек в год).
Более 25% от числа погибших в ДТП как в России, так и за рубежом составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Социально-экономический ущерб от ДТП в Российской Федерации составляет около 2,5% от ВВП и сопоставим со вкладом в ВВП целых отраслей национальной экономики. В 2006 году этот показатель составил 462 млрд руб.
По состоянию на 31 декабря 2010 года в Российской Федерации страховые премии по ОСАГО составили 63,9 млрд руб., или 10,6% от совокупного показателя страховой премии российских страховщиков. При этом неуклонно возрастает роль страхования ответственности, главным образом как следствие введения в 2002 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ТС). Становится очевидным, какой огромный рынок услуг будут обслуживать страховые организации, получившие разрешение и соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг в связи с увеличением количества транспорта и роста заключенных договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и какие большие усилия предстоит принять Российскому государству для сокращения дорожно-транспортных происшествий, количества погибших, раненых и материального ущерба. В связи с этим перед юридической наукой вообще и наукой гражданского права в частности встает задача разработки действенных правовых средств и системы нормативно-правовых актов, регулирующих все указанные выше отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта. Все это, естественно, делает актуальной проблему становления и действия механизма правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО) может активно влиять на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий. И фундаментальное значение для разрешения общественного противоречия, связанного с необходимостью выделения государством средств на защиту интересов потерпевших в случае их отсутствия или недостатка у причинителя вреда, имеет ОСАГО, обязывающее владельцев ТС к заключению договоров страхования в соответствии с минимальными требованиями, установленными государством.
Цель курсовой работы - рассмотреть преимущества и проблемы прямого возмещения вреда потерпевшим в ДТП по договорам ОСАГО. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить прямой порядок возмещения ущерба потерпевшим;
- провести сравнительный анализ прямого и косвенного возмещения ущерба по договорам ОСАГО;
- проанализировать примеры судебной практики по искам о прямом возмещении ущерба по договорам ОСАГО и выявить преимущества и недостатки прямого возмещения ущерба.
Объектом исследования выступает рынок страхования гражданской ответственности владельцев ТС в Российской Федерации и сложившийся механизм прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок страхования гражданской ответственности владельцев ТС в обязательной форме и порядок прямого возмещения вреда по обязательному страхованию автогражданской ответственности в Российской Федерации.
Методология исследования основывалась на использовании системного подхода. В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как статистический и экономический анализ, сравнение, классификация и т.д. В ходе исследования использовались принципы диалектического, системного и логического методов, позволившие рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи.
Тема курсовой работы обладает средней степенью разработанности в литературе. При этом в последнее время остро обсуждается ряд публикаций, прежде всего комментариев к законодательству и статей, касающихся различных аспектов правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В то же время фундаментальных монографий, диссертаций и других научных разработок пока в гражданском праве мало. Особое внимание проблемам прямого возмещения ущерба по договорам ОСАГО уделено в работах таких ученых-правоведов, как Антоненко Д.А., Аракчеев Д.Д., Грудцына Л.Ю., Дедиков С.В., Селуянов Д.М.
Структурно работа построена следующим образом: введение, библиография, историческая справка, три главы основной части, заключение, список используемых источников.
Библиография
Необходимо отметить, что в последние годы учеными-цивилистами и практиками изданы отдельные работы, касающиеся различных аспектов страхования, а также правового регулирования страховой деятельности и страхового права в РФ. Среди них труды Д.А. Антоненко, Д.Д. Аракчеева, Л.Ю. Грудцына, С.П. Гришаева, С.В. Дедикова, И.В. Кривошеева, Н.П. Кузнецовой и др.
Нормативно-правовую базу исследований, проводимых в данной работе составляют Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, который является нормативно-правовой основой прямого возмещения ущерба по договорам ОСАГО; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-I, а также ряд других нормативно-правовых актов, посвященных страхованию.
Теоретическую основу исследований составили следующие работы отечественных ученых-правоведов:
Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право: Учебное пособие. - М., 2009.
В учебном пособии указанного автора подробно раскрыты теоретические аспекты страхового права, проанализированы различные виды страхования, применяемые на территории РФ, в том числе и обязательное страхование автогражданской ответственности.
Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». - М. 2010; Александров А.А. Страхование. - М.:, 2011.
Пособие содержит постатейный комментарий к указанному закону. В нем также содержаться примеры из судебной практики, разбор которых помог понять сущность механизма прямого возмещения ущерба при наступлении страхового случая по договору ОСАГО.
В работе также использовался ряд публикаций периодических изданий:
Асташов С.В., Бугаенко Н.В. Практика применения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Судья. - 2009. - № 4.
В статье подробно анализируются особенности данного вида страхования, случаи, когда ущерб, нанесенный ДТП, возмещается владельцам ТС, а когда для этого имеются препятствия.
Евдокимова И. Что нам приготовили обновленные правила ОСАГО // Новая бухгалтерия. - 2011. - № 6.
В данной статье наряду с другими видами возмещения ущерба рассматривается прямое возмещение вреда по договору ОСАГО, оценены плюсы и минусы введения донной разновидности возмещения вреда с 2009 года.
|
Категория: БАНКОВСКОЕ, БИРЖЕВОЕ ДЕЛО И СТРАХОВАНИЕ | Добавил: qreter |
Просмотров: 355 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
|
НОВОСТИ САЙТА!!! |
|
|
|