Меню сайта |
|
|
|
Минкус Михаил Адольфович
| 01.04.2017, 20:28 |
Михаил Адольфович Минкус (1905-1963) вошел в историю советской архитектуры как автор многих известных грандиозных проектов и сооружений эпохи социалистического строительства. А начиналось все, как и у многих, — в Одессе...
25 декабря 1905 г. в семье крупного одесского архитектора Адольфа Борисовича Минкуса (1870-1947) родился второй сын, назвали его Мишей. Адольф Борисович много строил в Одессе, Харькове и других городах, участвовал в конкурсах, по его замыслам воздвигнуто более ста заметных сооружений.
Из наиболее известных в Одессе можно назвать : = здание Азовско-Донского коммерческого банка (1912) на ул. Ришельевской, 11, = казенное еврейское ремесленное училище на Кузнечной (сейчас один из учебных корпусов Академии связи), = трамвайное депо (1909-1910) на ул. Водопроводной, 1, = станцию трамвая (1910) в Александровском парке, построенную к открытию Одесской художественно-промышленной выставки, несколько жилых домов.
В советское время по проектам А.Б. Минкуса были построены: = новые здания кожевенного и клеегалантерейного заводов, = реконструированы корпуса обувной фабрики. = в Лузановке были возведены детский костно-туберкулезный санаторий и курорт «Украинский Артек». = одним из значительных архитектурных сооружений довоенной Одессы является здание консервного института на Дворянской (позже — Одесский технологический институт холодильной промышленности, а ныне — Академия холода), построенное в 1936-1937 гг.
Дело, которым занимался отец, очень интересовало маленького Мишу. «Мастерская была для Миши самым притягательным местом в доме с раннего возраста, — вспоминал его старший брат академик Борис Адольфович Минкус (1904-2004). — Он часами, затаившись, мог наблюдать за работой отца, жадно вслушиваясь в разговоры его коллег-архитекторов. Общение с отцом, непрерывный творческий процесс, протекавший в нашем доме, повлияли на то, что у брата очень рано проявились художественные способности».
Жена Адольфа Борисовича, Клара Исааковна Штифельман, была педагогом и до революции обучала еврейских детей. До десяти лет Миша получал прекрасное домашнее образование. Преподавать мальчику рисование был приглашен П.В. Сабсай, который сразу оценил острый глаз и точный рисунок своего ученика.
В 1915 г. Михаил поступает в 1-е Реальное училище, а через четыре года — в Стройпрофшколу, которую заканчивает в 1923 г.
Так же, как и отец, Миша всегда был занят делом: рисовал программы или пригласительные билеты к школьному вечеру, мастерил из дерева модели мостов, катапульт, кораблей, составлял каталог домашней библиотеки. Принимаясь за работу, он предварительно все тщательно рассчитывал и рисовал эскизы. Одним из его постоянных увлечений стала зарисовка одесских пейзажей — старых двориков, зданий, живописных уголков. В 15-16 лет он уже помогал отцу в мастерской, а иногда у них даже затевались жаркие споры на профессиональные темы.
Поступив в 1923 г. на архитектурный факультет Одесского института изобразительных искусств (ИЗО), Михаил заметно выделялся зрелостью и мастерством своих работ.
В 17 лет на равных правах с отцом он впервые принимает участие в конкурсе на проект Дворца труда в Москве. Отец и сын получают поощрительную премию. В течение последующих четырех лет они еще не раз участвовали в различных архитектурных конкурсах.
Студенческие работы Михаила Минкуса одесского периода его жизни представляют для нас особый интерес. В это время были заложены основы мастерства и понимания архитектуры как искусства, профессионального отношения к работе.
Неповторимый облик старых одесских двориков с открытыми и застекленными галереями, переплетения деревянных и металлических ажурных лестниц, ломаные крыши домов — любимая тема в творчестве многих художников и архитекторов на протяжении всей истории Одессы. Прекрасные архитектурные ансамбли и отдельные здания, созданные как малоизвестными архитекторами, приехавшими в южный город из разных европейских стран в поисках своего творческого счастья, так и именитыми мастерами, специально приглашенными для осуществления того или иного проекта. Блестящий европейский город!
Вряд ли таким мог помнить его юный Михаил Минкус.
Пережившая революцию и многочисленные смены власти, Одесса к началу 1920-х годов представляла собой жалкое зрелище. Заброшенные и разворованные дворцы, особняки, покинутые владельцами, административные здания, полуразрушенные немые корпуса заводов и фабрик, оскверненные храмы.
Но в мастерских ИЗО будущие архитекторы, художники пытались в своих работах запечатлеть былую красоту родного города. Под руководством преподавателей, среди которых были известные профессора — воспитанники Петербургской Академии художеств — М.В. Замечек, О.Д. Зейлигер, М.Ф. Покорный, они не только делали обмеры, но и разрабатывали проекты реставрации наиболее интересных с их точки зрения архитектурных объектов.
Понимая невосполнимость уходящей старины, с 1922 по 1923 гг. Михаил зарисовал и обмерил около 80 объектов, среди которых такие замечательные образцы одесского ампира, как Старая биржа, 5-я оборонительная казарма по Пишоновской ул., ансамбль Старого базара Он даже выполнил проекты реконструкции наиболее ценных объектов.
Некоторые из них действительно были осуществлены в дальнейшем. Это касается, в первую очередь, ансамбля Приморского бульвара, включающего в себя комплекс Воронцовского дворца, Бульварную лестницу и здание Старой биржи, а также стены бывшего Карантина в бывшем Александровском парке.
Первый самостоятельный проект Михаила, осуществленный в 1923-1924 гг., — подпорная стена с воротами под Воронцовским дворцом, решенная в стиле классицизма.
Другие объекты, обмеренные и зарисованные молодым архитектором, претерпев значительные изменения при неоднократных перестройках и реконструкциях, также дожили до наших дней. Это здания Александровского и Бульварного полицейских участков, некоторые жилые дома. Бывшая дача Лигиной на 16-й станции Большого фонтана превратилась в кинотеатр «Золотой берег».
К сожалению, интереснейший проект реконструкции ансамбля Старого базара так и остался проектом и сохранился лишь в макете, представленном в экспозиции Одесского историко-краеведческого музея.
Уже сравнительно недавно были уничтожены торговые ряды на Греческой площади и рыбные ряды на Ново-Рыбной улице, лавки на Привозной площади.
Ворота Старого Христианского кладбища и памятники на нем, а также памятники на Старом еврейском кладбище сохранились только в рисунках и обмерах М.А. Минкуса.
С 1925 г. дальнейшая учеба и работа Минкуса были связаны сначала с Ленинградом, где он окончил Академию художеств, а с 1930 г. — с Москвой. К идее сохранения, хотя бы на бумаге, памятников архитектуры Михаил Адольфович возвращался на протяжении всей своей жизни. Работая в Москве над грандиозными проектами строительства новых зданий, он создал целую серию работ «Уходящая Москва».
Первой работой после переезда в Москву был проект театра «массового музыкального действа» в Харькове, в те годы — столице Украины. Когда Минкус вместе с бывшим однокурсником В. Муйжелем приступили к работе, до подачи на конкурс оставался месяц. За три дня была найдена основная идея и в принципе решена композиция. В 1930 г. этот проект был смелым экспериментом в создании новых архитектурных форм и композиций, но и сейчас он воспринимается с интересом.
С первых дней Великой Отечественной войны по 1944 г. М.А. Минкус был на военной службе в саперных частях, на строительстве оборонительных рубежей. Разрушенные древние русские города, руины неповторимых памятников старины запечатлел архитектор-фронтовик в своих рисунках и обмерах.
В 1942 г., несмотря на военное время, в московском Доме архитекторов состоялась выставка этих работ, получившая большой отклик.
Послевоенные годы (1944-1952) были самыми насыщенными и напряженными в творчестве Минкуса: проект реконструкции и застройки улицы Чкалова, реки Яуза, Таганской площади, разработка проекта и осуществление сквера на площади Пушкина и станции метро «Ботанический сад» (ныне «Проспект мира»), проекты памятников и надгробий. Михаил Адольфович также охотно работает в области малых форм: разрабатывает эскизы фонарей, ворот, скамеечек, фонтанов, ваз, решеток для парков и мостов, доводя до высокой степени законченности каждый фрагмент, каждую деталь.
М.А. Минкус плодотворно работал с В.Г. Гельфрейхом (в мастерской которого учился в студенческие годы). Совместная работа началась со станции метро «Ботанический сад», а в 1946 г. им был поручен проект реконструкции Смоленской площади и сооружения высотного административного здания. Это было первое высотное здание в стране (27 этажей). Нужно было решить множество сложных задач: включение в композицию связи с существующими на участке сооружениями, масштаб и силуэт здания, преемственность традиции русской архитектуры (Минкус писал, что образцом послужил Московский Кремль, его башни, комплекс Ивана Великого).
Для решения вопроса соотношения «вертикальности» и «протяженности» здания было выполнено три различных проекта. Немало усилий было приложено к тому, чтобы интерьеры и внешний вид здания составляли единое гармоническое целое. Кроме того, необходимо было учитывать, что строительство полностью ложилось на отечественную материальную и индустриальную базу, еще не вполне восстановленную после войны. Технический проект был утвержден в 1949 г., авторы получили Государственную премию СССР 1-й степени.
Надо сказать, что декоративная башня со шпилем авторским замыслом не предусматривалась и была дополнительно спроектирована в 1951 г. по директивному указанию. Как ни парадоксально, но без башни здание производило более величественное впечатление. В течение нескольких лет во многих книгах и альбомах печатались в качестве образцов архитектурные элементы и детали этого здания.
В 1960 году М.А. Минкус с большим увлечением взялся за планировку микрорайона Давыдково. Осуществление застройки производилось уже после смерти (31 августа 1963 г., Финляндия, г. Турку) архитектора, и хотя проект был несколько изменен (построены дома других типовых серий), общий прием композиционного построения сохранился.
Творческое наследие Михаила Адольфовича — рисунки, акварели, обмеры, сорок папок систематизированных фотоснимков архитектурных объектов, материалы к монографиям о творчестве его отца и учителей, — все это наводит на мысль о более бережном отношении к работе зодчих.
А для одесситов — историков, краеведов и, конечно, архитекторов — наиболее ценны его ранние работы, в которых запечатлен архитектурный облик старой Одессы. Эти работы в свое время находились в музее «Старая Одесса», в создании которого Минкус принимал непосредственное участие, затем в Одесском музее западного и восточного искусства, а ныне — в Одесском историко-краеведческом музее, в Государственном музее архитектуры им. Щусева в Москве, в других собраниях.
|
Категория: ЛЮДИ И СУДЬБЫ | Добавил: qreter |
Просмотров: 352 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
|
НОВОСТИ САЙТА!!! |
|
|
|