Меню сайта |
|
|
|
Краснов Николай Фёдорович
| 23.03.2017, 04:46 |
Родился 9 Декабря 1914 года в деревне Княжиничи, ныне Гороховецкого района Владимирской области. Жил в Перьми. Окончил среднюю школу. В 1929 - 1930 годах работал ответственным секретарем райсовета физкультуры. В Красной Армии в 1930 - 1934 годах и с 1941 года. В 1934 году окончил Тамбовскую авиационную школу лётчиков, работал пилотом Гражданского Воздушного Флота, а с 1938 года лётчиком - испытателем ОКБ-19 и завода № 19 имени И. В. Сталина.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Декабрю 1943 года командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Майор Н. Ф. Краснов совершил 279 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, в которых лично сбил 31 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
29 Января 1945 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Похоронен в Одессе.
Именем Героя названы улица в городе Гороховец, микрорайон и улица в Перьми, где установлены 2 мемориальные доски ( одна на доме, где он жил, по улице Героев Хасана ).
В Одессе живут жена Краснова - Евдокия Никифоровна, много лет проработавшая в ОКБ-19, его дочь Ирина и внук Александр.
* * * Имя этого блестящего аса, одного из лучших воздушных бойцов Советских ВВС в Великую Отечественную войну, известно не так широко, как он того заслуживает. Непобедимый в воздушном бою, он замёрз в скапотировавшем при вынужденной посадке истребителе. Дважды Герой Советского Союза Н. М. Скоморохов, считавший себя многим обязанным Краснову, писал о нём:
"В воздухе держится легко, непринуждённо, абсолютно всё видит, его маневр - экономичен, расчётлив, огонь - короток и точен. Почерк настоящего аса. Позже мы убедимся в том, что он воздушный бой не ведет, а как бы творит его. Он жил только небом... На земле он тоже не отличался многословием. Был строг и беспредельно честен".
Николай Краснов родился в Декабре 1914 года в исконно русских местах, в деревеньке Княжиничи, что на правом "высоком" берегу Клязьмы, совсем рядом со старинным уездным городом Гороховцом, на границе Владимирской и Нижегородской губерний. Седьмой ребёнок в семье котельщика, он рано узнал нужду и голод. От природы крепкий и отважный, предоставленный самому себе, Николай был вожаком таких же полубеспризорных оборванцев.
Революция открыла таким, как он, веру в будущее, в себя, окрылила грандиозностью задач. Он оканчивает школу и в 15 лет становится ответственным секретарем райсовета физкультуры: сказалась его незаурядная спортивная одарённость. Он хорошо плавал и играл в футбол, крутил солнце на перекладине, а в 1928 году участвовал в Первой всесоюзной спартакиаде. Однако, наверное, не будет преувеличением сказать, что большинство мальчишек того времени влекла авиация. Летающая машина, будто прилетевшая из сказки, стала реальностью: всё чаще её можно было увидеть в небе над родными местами, а порой даже потрогать рукою.
В 1930 году Краснов был призван в ряды Красной Армии и в Декабре принят во 2-ю Тамбовскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1934 году. Когда срок его службы истек, он демобилизовался и пришёл в Гражданский Воздушный Флот, где почти 4 года проработал пилотом. Должность воздушного извозчика не могла удовлетворить деятельную и творческую натуру Краснова. В 1938 году он был принят на должность заводского лётчика - испытателя.
В предвоенный период мощные авиационные моторы М-62 и М-63 после наземных испытаний проходили сложные испытания в лётных условиях, на самолётах различных типов. Перед войной группа молодых лётчиков - испытателей пришла в ОКБ: Н. Краснов, М. Загуляев, А. Малявин, В. Кондрашков. Здесь же оказались лётчики - испытатели и постарше, имевшие опыт службы и даже боёв с белофиннами, на Дальнем Востоке, в Китае: С. Сенкевич и Б. Хлястич. Николай Краснов считал Сенкевича своим учителем лётного дела на истребителях И-15, И-16, И-153. Они жили в одном доме, дружили семьями. Война нарушила все планы...
Через несколько дней после объявления войны ушли на фронт добровольцами Краснов, Сенкевич, бортмеханик Чухустов, моторист Шилоносов... В Москве Николай был направлен в состав 402-го истребительного авиаполка особого назначения под командованием П. М. Стефановского, сформированного на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности исключительно из лётчиков - испытателей. Этот полк будет самым результативным в стране, он уничтожит в боях 810 самолётов противника и в их числе 5 самолётов будет сбито Красновым.
Первые же воздушные бои с противником показали, что у Краснова были хорошие наставники. Защищая небо Москвы, участвуя в боях на Северо - Западном фронте, Николай Фёдорович понимал: работа лётчиком - испытателем в ОКБ-19 дала ему бесценный опыт. Знание тонкостей в эксплуатации двигателя самолёта приносило чувство уверенности в полётах. Молодой лётчик - истребитель не уступал в мастерстве старшим товарищам.
Свою первую победу он одержал уже в первом бою 28 Июля, сбив на МиГ-3 в районе Старой Руссы истребитель Ме-109. Через 3 дня над Новгородом сбивает бомбардировщик Ju-88. Уже в первых боях вырабатывается его характерный почерк: он стремительно сближается с самолётом противника до минимального, не предусмотренного никакими инструкциями, расстояния и с дистанции в 20 - 30 метров, как правило сзади - снизу, открывает огонь.
Истребитель МиГ-3. На такой машине сражался в начале войны лётчик 402-го истребительного авиаполка особого назначения Николай Краснов. В конце Сентября 1941 года лётчиков - испытателей вернули на заводы для продолжения работы по созданию новой техники. Краснов же на все запросы отвечал: пока идет война, его место на фронте. 6 Октября 1941 года, при посадке на свой аэродром, его неожиданно атаковали два вражеских истребителя. Николай получил первое ранение ( всего за войну их было 6, из них 2 тяжёлых ) и на 5 месяцев выбыл из строя. К тому времени на его счету было 5 сбитых вражеских самолётов. Свой первый орден Красного Знамени в Ноябре 1941 года Краснов получал в Кремле. Такой был заведён порядок на первом этапе войны.
После госпиталя он сражался на Брянском и Юго - Западном фронтах, участвовал в боях под Сталинградом. Тяжелейшие бои над Волгой обескровили истребительный полк, в котором Краснов был штурманом, а затем командиром эскадрильи. Когда полк отвели с передовой для пополнения живой силой и техникой, Николай получил командировку в Пермь, где жили жена и дочь. Он отказался вернуться на завод и от предложения преподавать в Военно - Воздушной академии. Продолжалась Великая Отечественная...
Он сражается на Кавказе, затем на Курской дуге. С особенной силой его воинский талант раскрылся в боях на юге Украины. Николай сражался напористо и умело, иногда сбивал по 3 - 4 самолёта за вылет. Так, представляя Краснова к званию Героя Советского Союза, командир 116-го истребительного авиаполка Подполковник Шатилин писал:
"В боях за освобождение Запорожья с 10 Октября по 14 Октября 1943 года Майор Н. Ф. Краснов показал исключительно высокие боевые результаты, сбив за 7 боевых вылетов 7 самолётов противника: 6 Ме-109 и FW-189".
Всего над Запорожьем он сбил 11 вражеских машин, к середине Ноября 1943 года довёл свой личный счет до 31 и по результативности уступал в то время только Покрышкину. О событиях тех лет лучше всего говорят документы. Вот строки из наградного листа:
"Командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка Майор Н. Ф. Краснов представляется к званию Герой Советского Союза за 31 лично сбитый им самолёт противника. Все сбитые самолёты подтверждены. За период работы на фронтах Отечественной войны Н. Ф. Краснов произвёл 279 боевых вылетов с общим налётом 267 часов. Провёл 85 воздушных боёв, в которых сбил 19 самолётов Ме-109, 2 самолёта Ju-88, 4 самолёта Ju-87, 1 самолёт Не-111, 1 самолёт Ме-110, 1 самолёт FW-190, 3 самолёта FW-189. Вверенная ему авиационная эскадрилья под умелым личным его руководством в воздушных боях за Родину сбила 71 самолёт противника при своих 3 боевых потерях. Как командир подразделения, является образцом требовательности к себе и подчинённым. Хороший руководитель как на земле, так и в воздухе".
Этот наградной лист был составлен в конце Ноября 1943 года, а до своей гибели Краснов сам сбил ещё 15 самолётов противника, счет же сбитых им в групповых боях доходил до 20 ( по другим источникам на его счету 46 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы ). Воевал Краснов в небе Болгарии, Румынии, Югославии и Венгрии. С группой самых опытных лётчиков вылетал на свободную "охоту". Наводил страх на вражеские войска, выполняя задания на трофейных "Мессершмиттах", захваченных на вражеских аэродромах.
По свидетельствам однополчан, Краснов был не только талантливым, технически подготовленным лётчиком, но и умело учил молодых, за что пользовался большим уважением. Воспитывал в них чувство коллективизма, товарищеской выручки, столь необходимой воздушному бойцу. С ним любили летать все, потому что он не имел потерь, не ограничивал инициативу своих ведомых, часто передавая по рации: "Бейте ! Я прикрываю". Часто сбитый им самолёт записывал на личные счета своих ведомых. Это вселяло уверенность, поднимало дух у молодых, веру в свои возможности.
В армейской газете "Защитник Отечества" Краснов вёл для молодых рубрику "Советы молодому лётчику". Щедро делился богатым опытом воздушного бойца, предостерегал от нарушений, расхлябанности, зазнайства. Писал он и о взаимодействии ведущего и ведомого, необходимости изучения района боевых действий, знания техники врага и умелой эксплуатации своей машины.
В самом начале 1944 года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана эскадрилья "охотников", куда собрали признанных мастеров воздушного боя, таких, как Н. Скоморохов и В. Кирилюк, И. Новиков и О. Смирнов. Комэском был назначен Николай Краснов. Прежде чем приступить к боевой работе в составе вновь сформированной эскадрильи, он провёл серию насыщенных теоретических занятий, где был дан анализ собственного опыта, тактики противника, рассмотрены десятки приёмов воздушного боя. Первооткрывателем этих приёмов был сам комэск - творец и новатор, созидатель воздушного боя. Одной из таких находок стал боевой разворот с выходом в обратную сторону, открывавший большие возможности и мастерски продемонстрированный им в учебном воздушном бою вместе со Скомороховым.
...Шел 1944 год. Наши войска вели тяжёлые бои за освобождение Украины. Жестокие схватки происходили и в воздухе. В один из дней в зоне действия 17-й Воздушной армии разгорелся воздушный бой. Советский истребитель сбил два "Мессера", а затем врезался в строй вражеских бомбардировщиков. От меткой очереди загорелся один "Юнкерс", через минуту взорвался в воздухе второй. В это время на помощь отважному лётчику пришли его боевые друзья. Атаки следовали одна за другой. И противник не выдержал. Словно по команде он, сбросив бомбы за первой линией своих траншей, повернул обратно. Воодушевлённые победой авиаторов, в атаку пошли и наши пехотинцы. Вскоре противник был выбит с занимаемых позиций. В этом бою отличился Майор Н. Ф. Краснов. 4 Февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Марте 1944 года Краснов был назначен заместителем командира 31-го истребительного авиационного полка, и вскоре прекратила существование сборная эскадрилья "охотников": возроптали командиры полков - в эскадрилью были отвлечены их лучшие силы. Всё это время он активно участвует в воздушных сражениях: только 2 Февраля 1944 года в 2 боевых вылетах ему удалось сбить 3 транспортных самолёта Ju-52...
В Перми последний раз Николай Фёдорович побывал в Апреле - Мае 1944 года. Встречался с общественностью города, с заводчанами. Затем снова фронт, напряжённые воздушные схватки... В конце 1944 - начале 1945 годов Советские ВВС вели длительные бои в небе Венгрии. В один из дней группа лётчиков 31-го авиаполка под командованием Николая Краснова уничтожила сразу 9 самолётов противника.
Служебные дела Николая Фёдоровича были отнюдь не столь блестящи как боевые. Человек независимый и гордый, он терпеть не мог чиновничьего надзора и попыток начальственного вмешательства в методы ведения боёв. Его же постоянно дергали, переводили из части в часть. При этом, несмотря на выдающиеся результаты боевой работы, в течение 2-х лет до самой своей гибели он оставался почти в одном и том же звании и должности.
В Ясско - Кишиневской операции, а позднее в боях в странах Юго - Восточной Европы он довёл число своих личных побед, как минимум, до 44 и погиб 29 Января 1945 года при выполнении боевого задания в Венгрии, недалеко от озера Балатон. Ему шёл 31-й год. В архиве Министерства обороны СССР, уже после войны, был найден документ на представление ему звания "Подполковник" и материалы для награждения второй Золотой Звездой Героя Советского Союза...
Данные о количестве проведённых им боевых вылетов противоречивы, наиболее достоверными представляются данные из наградного листа Николая Краснова, подписанного его другом и соратником, командиром 31-го ИАП Г. Д. Онуфриенко, где сказано, что к Февралю 1944 года Майор Краснов "произвёл 324 боевых вылета, из них на сопровождение - 102, на прикрытие войск - 108, на разведку - 78, на штурмовку - 36". На МиГ-3 он совершил 130 боевых вылетов, на ЛаГГ-3 - 19, остальные - на Ла-5. Провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил 1 Не-111, 4 Ju-88, 3 Ju-52, 3 FW-189, 2 Ме-110, 4 Ju-87, 26 Ме-109, 1 FW-190.
Героев Советского Союза обычно хоронили на родной земле, но поскольку ближайшим городом в полосе 3-го Украинского фронта была Одесса, друзья провожали его в последний путь там.
Городская газета писала в те дни: - "Верного сына нашей Родины, бесстрашного сталинского сокола Майора Краснова знала вся страна. Где бы не воевал Краснов, везде его путь отмечен сбитыми им вражескими самолётами. Под Курском, Белгородом, Краматорском валяются обломки немецких машин. Это его работа. Только в боях за Запорожье Краснов сбил 11 самолётов противника, а всего он уничтожил на своём истребителе 46 вражеских самолётов.
Грозное имя советского Аса вызывало у врага страх. Дорого заплатили фашистские бандиты за свои налёты на мирные советские города и сёла, за смерть советских людей. Вечная память тебе, Николай Фёдорович, и слава ! Родина никогда не забудет твоих подвигов, и имя твое войдёт в великую книгу героической борьбы советского народа за свою честь, свободу и независимость".
Последний бой Николая Краснова
Николай Федорович Краснов относится к числу тех советских асов, информация о которых, имеющаяся в различных источниках, довольно разноречива. Это относится как к общему итогу его боевой деятельности, так и к обстоятельствам его гибели.
Число воздушных побед одержанных Николаем Красновым трактуется в различной литературе весьма разнообразно, но при этом сводится к двум основным версиям: 46 личных побед и около 20 групповых, или же - 46 побед всего, т.е. лично и в составе группы.
Причина его гибели, так же, описывается по - разному: в одном случае Николай Краснов погиб в воздушном бою под Будапештом, в другом - вылетев для облета отремонтированной машины, при таране вражеского самолета - разведчика. Общее в этих описаниях лишь одно - пилот погиб при вынужденной посадке, в результате капотирования машины.
Вашему вниманию предлагается два отрывка из мемуаров участников Великой Отечественной войны, лично знавших Николая Краснова и совершенно по - разному описывающих его последний вылет. Какой из них соответствует действительности, я не знаю. Возможно, кто - то из читателей поможет разобраться в этом вопросе.
Версия первая - гибель в бою с "Фоккерами" "В конце 1944 - начале 1945 годов Советские ВВС вели довольно напряженные длительные бои в небе Венгрии. В один из дней я получил приказ уничтожить вражеские танки в районе Пустасабольч. В прикрытие нам выделялись истребители Николая Краснова. Две группы "Илов" поднялись в воздух и взяли курс к цели.
Когда мы набрали высоту около 400 метров, к нам пристроились истребители сопровождения. Увидев, что Майор Краснов после взлета не убрал "ногу", я не сдержался и крикнул по радио:
- Николай ! У тебя не убралось левое шасси !
- Знаю ! - спокойно ответил он.
Его ответ показался мне самонадеянным. Я хорошо представлял себе, как трудно придется ему в воздушном бою. А в последние дни не было ни одного вылета, который бы не заканчивался встречей с противником.
- Краснов ! Иди обратно ! - передал я.
- За меня не беспокойся, - ответил он. - И на таком самолете я любого гада загоню в землю.
Я хорошо знал этого мужественного летчика - истребителя и верил ему. Больше того, я всегда завидовал его выдержке и хладнокровию. Ведь не зря ему присвоено звание Героя Советского Союза, не зря его грудь украшена еще двумя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Ленина и Отечественной войны. Я согласился с Майором Красновым, но внутренне чувствовал неудовлетворенность таким решением. Если его подобъют, как он будет сажать самолет в поле на одно колесо ?..
Слева под крылом показался Дунай, а вот и Пустасабольч ! Южнее его видны танки и автомашины противника. Наши "Илы" атакуют вражескую технику реактивными снарядами и бомбами. Шестерка истребителей кружится над нами. Краснов держится недалеко от меня. Изредка слышен его спокойный басок:
- Поточнее, ребята ! Танки под деревьями, у дороги !
Наблюдая за атаками. Горят уже несколько танков и автомашин. Наконец все бомбы сброшены. Снарядов осталось не более трети боекомплекта - их нужно приберечь на случай воздушного боя. Наша группа перестраивается, готовясь к возвращению домой. В этот момент в небе появляется шестерка "Фоккеров"...
Вражеские истребители ринулись в атаку на приотставшие "Илы", но Краснов был начеку. Меткой очередью он срезал ведущего вражеской группы. Все штурмовики успели встать в оборонительный круг и начали отбивать атаки немецких истребителей. Вскоре еще два "Фоккера" упали на землю.
- Шмелев, уходи домой ! Мы с ними сами справимся, - передал мне Краснов.
- Понял, ухожу ! - ответил я и приказал штурмовикам перестроиться в "змейку".
Прижимаясь к земле, возвращаемся на свой аэродром. Под крылом уже промелькнула широкая лента Дуная. Но где же наши истребители ?
- Краснов ! Тебя не вижу ! Прием !
- Все в порядке ! Противник скован ! Вы в безопасности ! Сейчас догоним !
Вокруг нас действительно не осталось ни одного "Фоккера". Мы продолжаем полет и вскоре над нами появляются истребители прикрытия. Однако самолета ведущего среди них почему - то нет.
- Краснов ! Ты где ?
- Он подбит, пошел на вынужденную... - ответил мне чей - то взволнованный голос.
В эфире стало тихо. Мы летели над Венгерской равниной. Сели. А Краснов не вернулся... Через некоторое время мы узнали подробности его гибели.
После ухода штурмовиков от цели истребители прикрытия свалили еще двух "Фоккеров" и одного "Мессера" из вновь подошедшей группы. Но и самолет Краснова был подбит - вражеский снаряд угодил ему прямо в мотор. Николаю удалось выпустить вторую "ногу". Но при посадке на рыхлый снег его машина, едва коснувшись колесами земли, перевернулась...
Так погиб прекрасный человек и мужественный воздушный боец Николай Федорович Краснов, сын гороховецкого котельщика из деревни Княжиничи, Владимирской области, Герой Советского Союза. На его боевом счету было 39 уничтоженных самолетов противника". ------------------------------------------------------------------------------- ( Из воспоминаний летчика - штурмовика Н. А. Шмелева )
Версия вторая - гибель при таране "Юнкерса" "...Тяжело мы переживали гибель талантливого летчика Героя Советского Союза Н. Ф. Краснова. Мы познакомились с ним еще весной 1943 года, когда шли бои в районе Днепропетровска. Тогда он был командиром истребительной эскадрильи. По ряду причин его затем направили к нам, в инженерно - авиационную службу, на должность летчика - испытателя.
Краснов пробыл у нас больше года. А когда под Будапештом разгорелись тяжелые бои, командование разрешило ему вернуться в строевую часть и снова возглавить истребительную эскадрилью.
Николай Краснов воевал храбро и мастерски, в некоторые дни сбивал по два, а то и по четыре вражеских самолета. Погиб он при облете истребителя, на котором заменили мотор. Поскольку полет носил испытательно - технический характер и совершался в районе аэродрома, боекомплекта на машине не было.
Во время выполнения задания летчик заметил на подступах к аэродрому немецкий самолет - разведчик Ju-88. Сердце воздушного бойца не вытерпело, и он погнался за противником. По всей вероятности, Краснов таранил "Юнкерса". Его последнее сообщение по радио было лаконичным: "Срубил фрица !"
Летчик, к сожалению, не вернулся на аэродром. Перетянув через Дунай поврежденную машину, он спланировал на левый берег, угодил на старые окопы, и истребитель скапотировал. Николай оказался зажатым в кабине самолета, повиснув головой вниз на привязных ремнях. Наших солдат поблизости не оказалось. Когда же поисковая группа добралась до машины Краснова, летчик был уже мертв, он умер от кровоизлияния в голову..." ---------------------------------------------------------------------------- ( Из воспоминаний авиационного инженера И. А. Прачика )
Вражеские самолеты не прошли... ------------------------------------------------- В начале 1944 года советские войска вышли к устью Днепра и блокировали группировку войск противника в Крыму. Гитлеровцы всеми силами пытались оказать поддержку своим отрезанным частям. Для этого они обычно использовали транспортные самолеты Ju-52.
...В тот день дул резкий ветер, по небу мчались рваные облака, от которых к земле тянулись темные полосы дождя.
- Погодка как раз для фашистских транспортников. Обязательно будут прорываться к своим, - сказал командир полка Николаю Краснову. - Нужно лететь.
- Добро, - ответил тот.
В это время с наземного пункта наблюдения поступило сообщение: слышен гул моторов. Разбрызгивая лужи, краснозвездный истребитель оторвался от полосы и, набрав высоту, взял курс в заданный район.
Вскоре внизу на фоне облаков Николай заметил четыре точки. А еще через некоторое время он уже мог точно определить: шли пара Ju-52 и Ju-87. "Каждой твари по паре, но меня пока не замечают", - подумал летчик. Воспользовавшись этим, он поднялся выше ведущего транспортника, а затем перевел истребитель в пикирование. Над самой головой прошла огненная трасса - это вступил в бой вражеский стрелок. Когда до "Юнкерса" оставалось метров 50, Краснов вдавил гашетку, дав прицельную очередь. Вражеский самолет вздрогнул и, объятый пламенем, рухнул вниз.
Второй транспортник стал поспешно разворачиваться на обратный курс. Ju-87 последовали его примеру и скрылись в облаках. Из - под центроплана Ju-52 посыпались мешки с грузом. В воздухе вспыхнули белые купола парашютов. Краснов взглянул на полетную карту. Так и есть ! Груз опускался в расположение советских войск.
Николай бросил машину в просвет между облаками и тут же прямо перед собой увидел раздутый фюзеляж самолета врага. Он поймал в прицел "Юнкерса" и с короткой дистанции открыл огонь. Транспортник перевернулся вверх колесами и отвесно пошел к земле... Это был 36-й самолет, сбитый Героем Советского Союза Майором Н. Ф. Красновым.
*******************************************************************************************
Краснов Николай Фёдорович - командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (295-я Ново-Московская Краснознамённая истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) майор.
Родился 9 декабря 1914 года в деревне Княжичи ныне Гороховецкого района Владимирской области. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Жил в Перми. Окончил среднюю школу. В 1929-1930 годах работал ответственным секретарём райсовета физкультуры.
В 1930 году добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Тамбовскую военную авиационную школу лётчиков в 1934 году. В этом же году уволен в запас. Работал пилотом в ГВФ. С 1938 года - лётчик-испытатель.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Лётчик 402-го истребительного авиационного полка особого назначения (57-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) открыл боевой счёт 1 августа, сбив на МиГ-3 в районе Новгорода бомбардировщик противника Ju-88. 10 августа в воздушном бою возле Шимска сбил Me-109. 19 августа во время налёта вражеской авиации взлетел под бомбами и сбил один бомбардировщик.
В воздушном бою 6 октября 1941 года был тяжело ранен. 5 месяцев провёл в госпитале. После госпиталя направлен штурманов в 31-й истребительный авиационный полк (206-я истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Брянский фронт). 31 мая 1942 года прикрывал на ЛаГГ-3 штурмовики. В воздушном бою сбил Me-109, но и сам был подбит. Приземлился на территории противника. Свой самолёт уничтожил и скрылся в лесу. Раненый в ногу в течение 9 суток ночами пробирался к своим. Через неделю после возвращения в свой полк вновь приступил к полётам.
Воевал под Курском, Белгородом, Краматорском. С осени 1943 года воевал в составе 17-й воздушной армии. В октябре уничтожил 3 корректировщика FW-189. 14 октября над аэродромом Канцеровка на Ла-5 сбил Me-109. В небе над Запорожем сбил 11 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3353) майору Краснову Николаю Фёдоровичу присвоено 4 февраля 1944 за 279 боевых вылетов, 85 воздушных боев и 31 лично сбитый самолет противника.
Позднее был лётчиком-испытателем ИАС 17-й воздушной армии. Когда начались бои за Будапешт (Венгрия), снова стал командиром эскадрильи.
29 января 1945 года при облёте аэродрома под Будапештом Краснов обнаружил вражеский бомбардировщик Ju-88. Не имея боеприпасов, он пошёл в атаку и таранил его. Пытаясь посадить повреждённый истребитель, спланировал на левый берег реки Дунай, но попал в старые окопы. Самолёт скапотировал, лётчик погиб. Похоронен в городе-герое Одессе.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественно войны 1-й степени, медалями.
Именем Героя названы улицы в городах Киеве и Гороховце, микрорайон и улица в городе Перми, где также установлены две мемориальные доски.
|
Категория: ЛЮДИ И СУДЬБЫ | Добавил: qreter |
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
|
НОВОСТИ САЙТА!!! |
|
|
|