НАУКА
И
ЖИЗНЬ
Воскресенье, 22.12.2024, 11:36



ХРОНОГРАФ                                    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

ДРУЗЬЯ САЙТА
ЗНЦИКЛОПЕДИЯ ЗНАНИЙ

счетчик посещений


Костанди Кириак Константинович

23.03.2017, 04:17
"Кириак Костанди - наша художественная совесть", - писал в 1910 году художник П.Нилус. Прошло почти сто лет, но это ощущение не притупилось.

Кириак Константинович Костанди родился в 1852 году в Дофиновке под Одессой, умер 3 октября 1921 года в Одессе. О нем писали И.Репин и И.Айвазовский, В.Стасов и И.Крамской. Но, пожалуй, наиболее яркие, искренние воспоминания об учителе оставил художник Амшей Нюренберг, мастер иного стиля, друг Маяковского, Шагала, Фалька, и - тем не менее - сумевший сквозь десятилетия пронести любовь к первому учителю.

Для нас, учеников Костанди, имя его - символ не только замечательного художника и великолепного педагога, но и чудесного человека.

Мир живописи Костанди невелик: южная прибрежная дача, тихие розово-желтые закаты, щедро разросшиеся сирени и акации, уснувшие в садах церковки, редкие фигуры грустящих монахов и стариков и семья со всем ее бытом - вот и все. Но какой огромной значимостью наделен этот небольшой мир! Все приобретает в искусстве Костанди какой-то только ему присущий, волнующий поэтический смысл.

Невольно вспоминаешь фразу Паскаля: "Чем разумней человек, тем более находит он вокруг себя интересных людей. Люди ограниченные не замечают разницы между людьми". Это, несомненно, свойство всех больших мастеров.

Поэзия Костанди - особенная. Это поэзия, прошедшая через требовательный ум и строгий вкус, поэзия, очищенная от всяких условностей и наигранностей. Вот почему костандиевская поэзия не гаснет и не стареет.

Костанди первый открыл тонкую и горячую красоту одесского пейзажа. И теперь вся одесская природа как будто носит на себе легкую печать его изумительного глаза, взволнованного сердца. Левитан открыл поэзию северной природы. Костанди - южной.

О палитре Костанди можно писать целые трактаты. Его краски чисты, ярки, звучны, как краски уральских самоцветных камней. Он хорошо знал законы контрастов цвета и широко пользовался ими. Четкий, уверенный рисунок, деликатный и вместе с тем живой мазок и всегда тонко обработанная поверхность. И прав был Репин, когда, восхищаясь небольшими полотнами Костанди, называл их "бриллиантами". Да, это настоящие, никогда не потухающие бриллианты!..

Почти у каждого из нас, учеников художественного училища, был свой роман с популярной тогда картиной Костанди "Сирень". Много лирических часов было пережито перед этой работой. Мы приходили в музей тайком ради "Сирени" (она празднично висела в центре стен ы в богатой раме, вставленной в черный киот) и долго смиренно простаивали перед нею. Насытив юные жадные глаза, уходили, чтобы на улицах и дома с нежностью вспоминать все волнующие детали, согреваться, жить ими.

Прошли годы. Многое в моих взглядах на живопись, на искусство изменилось, но те первые чувства (то, что художники называют "первое ах!"), которые поселила "Сирень" в моей душе, продолжают жить и волновать и по сей день. Сколько раз я ловил себя на том, что на цветущие весенние сады я глядел глазами Костанди. Но в юности мы не склонны были глубоко анализировать. Прежде в "Сирени" я видел только чудесные фосфорящиеся краски, нежные отношения, музыкальный колорит, очарование цветущего сада и грусть одинокого молодого монаха. Теперь "Сирень" для меня - яркий символ борьбы маленького слабого человека с величественной цветущей, хмельной природой. Произведение как бы с возрастающей силой развертывает и показывает неизвестные раньше новые грани.

Здесь ярко выражена костандиевская концепция: пейзаж не пассивный участник картины. Это не пушкинская "равнодушная природа", которой суждено "красою вечною сиять". Природа Костанди всегда неравнодушна, она участвует во всех переживаниях человека. Явление это мы наблюдаем и в других его выдающихся работах. В "Старичках" осенняя природа своим серебряным теплым сиянием согревает, в их грустном одиночестве, проживших уже жизнь людей.

Пользовался ли Костанди в своих работах импрессионистским методом? Несомненно. Но костандиевский импрессионизм - особый. Мастер не жертвовал ради живописности душой и сердцем. Поэтому Костанди нельзя всецело отнести к последователям Клода Моне (зачинателя импрессионизма). Человечность и гуманизм были его идеалами. Вот в чем секрет неувядаемого очарования работ Костанди. Репин это хорошо понимал.

Греческие историки рассказывают, что Платон, когда пришел его предсмертный час, благодарил судьбу за то, что родился человеком и греком. Знал ли это Костанди?

"Сильный мастер с хорошим чувством колорита"

Так отзывался о К.К. Костанди, своем преподавателе по Одесскому художественному училищу, выдающийся советский художник Исаак Израилевич Бродский.

Кириак Константинович Костанди родился 3 октября 1852 года в Одессе (в селе Дофиновка под Одессой). После окончания Рисовальной школы Костанди поступил в Петербургскую академию художеств, где учился у П.П. Чистякова. Одновременно он пользовался советами И.К. Крамского, И.Е. Репина и А.И. Куинджи. Окончил Академию художеств в 1882 году, работал в области бытового жанра, натюрморта, пейзажа и портрета.

С 1897 года Костанди - член Товарищества передвижников, с 1907-го - академик. Кириак Константинович преподавал в Одесском художественном училище (также в женской гимназии на ул. Успенской, 20).

Костанди много сделал для развития эстетических вкусов молодого поколения, был добрым человеком, чутким, вдумчивым педагогом и воспитателем. Его учениками были И.И. Бродский, М.Б. Греков, А.А. Шовкуненко и другие известные советские художники. Бродский вспоминал, как он следовал совету учителя "рисовать глазами", "все смотреть и запоминать". Где бы он ни был, он всегда мысленно воспроизводил виденное, запоминал формы, цветовые гаммы, обогащая свою память длительными наблюдениями.

Художник большого живописного дарования, К.К. Костанди был ведущей фигурой училища, вокруг него объединилась группа талантливых педагогов. Повышенный интерес к цвету, к пленэру был характерен для воспитанников одесского училища, учеников Костанди, которых Репин называл "талантливыми колористами с тонким чутьем".

Костанди являлся одним из учредителей Товарищества южно- русских художников (ТЮРХ), близкого к передвижникам, а с 1892 по 1919 годы был его председателем. Под руководством К.К. Костанди в Одессе был основан Городской музей изящных искусств. В 1920-х годах в Одессе функционировало Художественное общество имени К.К. Костанди.

Именем Костанди названы улица и два переулка в Одессе.

Кириак Константинович попал и в художественную литературу, но несколько странным образом. В повести К.Г. Паустовском "Время больших ожиданий" есть глава "Мнимая смерть художника Костанди".

Там писатель рассказывает, как он в бытность его секретарем газеты "Моряк" однажды рано утром встретил старика - "короля репортеров", пребывающего в неутешном горе. Плача, тот сообщил печальную весть о кончине художника Костанди: "Лежит на столе... под простыней... Глава южнорусской школы художников. Мастер! Бриллиантовая рука! И золотое сердце. Добрее его не было человека на свете".

Ему предложили написать некролог, и расстроенный старик, продиктовав машинистке текст, почему-то настойчиво потребовал две копии...

В типографии Паустовского встретил разъяренный выпускающий: "Кто дал в газету эту гнусность? - закричал он, размахивая только что оттиснутой гранкой с некрологом Костанди. - Какой негодяй?"

Оказывается, случилось "пустяковое" обстоятельство. По дороге в типографию ему встретился "воскресший" Костанди. Он его проводил, успев поговорить о предстоящей выставке картин и даже, прощаясь, заметил пятно от краски на пиджаке художника.

Наутро некролог, выброшенный из номера редакцией "Моряка", обнаружился в "Одесских известиях" (вот зачем нужны были копии). "Известия" принесли художнику извинения.

Автора сенсации не было две недели. Потом он явился и спокойно сообщил, что вышла маленькая ошибка: умер не художник Костанди, а чистильщик сапог Костанди, проживающий в том же доме. И принес заметку о выставке...

Печальным было в этой истории то, что Кириак Константинович Костанди (об этом не говорилось в повести) действительно вскоре умер.
В том же 1921 году.
Категория: ЛЮДИ И СУДЬБЫ | Добавил: qreter
Просмотров: 376 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


НОВОСТИ САЙТА!!!



Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru www.ALL-TOP.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений