НАУКА
И
ЖИЗНЬ
Воскресенье, 16.06.2024, 23:44



ХРОНОГРАФ                                    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

ДРУЗЬЯ САЙТА
ЗНЦИКЛОПЕДИЯ ЗНАНИЙ

счетчик посещений


Божий Михаил Михайлович

13.03.2017, 07:14
Михаил Михайлович Божий, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, депутат Верховного Совета СССР двух созывов.

Божий Михаил Михайлович родился в г. Николаеве, 20 сентября 1911, в рабочей семье — отец трудился в горячем цеху формовщиком-литейщиком.. Учился в Николаевском художественном техникуме (1930 – 1933) у Д. Крайнева, которого очень ценил и с благодарностью вспоминал до конца своих дней.

В 1936 году Михаил Божий переезжает в Одессу. На новом месте брался за любую работу: мультипликатора на кинофабрике, рисовал афиши для кинотеатров…
Художники по праву считают Божия гениальным самоучкой, поскольку три года обучения в Николаевском художественном техникуме были по сути лишь началом большого пути самообразования. Показательны слова, произнесенные художником уже на склоне лет: «Так жаль, я только-только начинаю понимать живопись, а приходится уходить…» Это говорил Мастер, получивший столько наград и званий, как ни один другой одесский художник и как считанное количество художников во всей Украине.

Еще до войны с Германией Божий начал участвовать в областных выставках. В послеоккупационные годы художник заявляет о себе именно в жанре портрета. И создает галерею образов современников: участников боев на фронтах, тех, кто ударно восстанавливал народное хозяйство, людей искусства.

В судьбе каждого человека в той или иной степени проявляется божий промысел, и по воле провидения гений Божия был отмечен.
Интересна ситуация, рассказанная Анатолием Горбенко, о том, как к М.М.Божию пришла слава. В 1958 году он представил три картины «Медсестра» (1955), «Портрет отличницы Светланы Шипуновой» (1950) и «Таня, не моргай» (1954). Фото Выставкомом Одесской организации Союза художников УССР, который тогда возглавлял П.П.Пархет, все три произведения были отклонены. Так они стояли среди других, повернутые к стене. Но курировавшие в то время Украину Сергей Герасимов и Борис Йогансон приехали для отбора работ на всесоюзную выставку. Развернув некоторые отвергнутые картины, они приняли решение взять часть из них в Москву, здесь были и три работы Божия. За полотно «Медсестра» его удостоили серебряной медалью Министерства культуры СССР и затем бронзовой медалью на Всемирной художественной выставке в Брюсселе. Тогда же в течение двух недель ему, писавшему свою «Отличницу», как и многие другие портреты, в комнатушке 16 кв.м, предложили переехать в трехкомнатную квартиру и занять мастерскую 60 кв.м. Здесь он стал работать с сыном Святославом, а с 15.00 практически ежедневно его дом превращался в гостеприимную гостиную для друзей, знакомых, учеников и приемную для посетителей, поскольку художник с 1962 по 1970 гг. был народным депутатом – 6 и 7 созывов Верховного Совета СССР. Уже в 1957 году ему присваивается звание заслуженного художника УССР, в 1960 – звание народного художника УССР. С 1962 года он – действительный член АХ СССР, с 1963 – народный художник СССР.

Показательны ещё два эпизода из жизни художника, рассказанные Анатолием Горбенко (одесский художник) со слов самого мастера.
Однажды Божий пришел писать знаменитого врача-офтальмолога Владимира Филатова, известного не только своей уникальной медицинской практикой, но и как человека широкой образованности, наделенного и художественными способностями, в частности создавшего немало пейзажных картин и этюдов. Божий, придя на один из последних сеансов, оказался невольным свидетелем разговора, возникшего между медицинским светилом и пожилой старушкой из захолустья, чуть ли не в платочке комкающей 280 рублей, собранных ею на операцию. Бабуле не хватало до официальной суммы 20 рублей, и Филатов ей отказал. Это настолько впечатлило художника, что, несмотря на почти завершенный удачный портрет и настоятельные приглашения заказчика, он больше у него не появился.
Другой случай, по-своему не менее яркий, хотя и как будто противоположный по мотивации, показывает, как в этом сплаве этико-эстетического в творческом процессе одерживает верх именно чувственно-образное, художественное вопреки тем или иным установкам долга, этикета и т.п. Божий очень хотел написать портрет одной известной женщины, Героя Социалистического Труда, работающей на канатном заводе. Различные обстоятельства некоторое время не позволяли приступить к созданию образа, и наконец, после двух месяцев лета, героиня пришла к художнику «загоревшая, как негр». Остолбеневший от неожиданности Божий вынужден был прибегнуть ко всяческим извинениям. Затем ретировался, и, как в эпизоде со знаменитым врачом, окончательно и навсегда отказался писать портрет..

Михаил Михайлович Божий — это один из крупнейших художников-реалистов советского времени, чей самобытный и самородный талант засверкал особым неповторимым светом в драгоценном наследии одесской живописи, чье творчество вошло в историю изобразительного искусства Украины и СССР. Автор многочисленных портретов, в которых стремится раскрыть красоту и значительность человека, а также исторических картин: "Думы мои, думы..." (1959-60), "В. И. Ленин" (1959-61), "Двадцатый век " (1964-67; все - в ГМУИИ), "Аппассионата" (1973-77). Работы художника хранятся в Музее украинского изобразительного искусства (Киев), Музее Русского Искусства в Киеве, крупных художественных музеях бывшего СССР.
Категория: ЛЮДИ И СУДЬБЫ | Добавил: qreter
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


НОВОСТИ САЙТА!!!



Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru www.ALL-TOP.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений