Расмуссен и позднейшие исследователи Гренландии
Арктическим путешественником «старого типа» был выдающийся исследователь
быта эскимосов Кнуд Якоб Расмуссен, сын датчанина и гренландской
эскимоски.
Расмуссен рос среди эскимосов и с детства выучился их языку; Арктику он
оставлял лишь на короткое время. За период 1902—1908 гг. он участвовал в
двух датских научных экспедициях — «литературной» и этнографической, в
обеих изучая быт полярных эскимосов на северо-западе Гренландии — у
залива Мелвилл (76° с. ш.) и у пролива Смит (за параллелью 78° с. ш.). В
эти годы он написал свою первую книгу «Новые люди. Год у соседей
Северного полюса» (1906 г.). С 1910 г. Расмуссен избрал как базу своих
исследовательских экспедиций, которые он соединял с торговыми
операциями, гренландский поселок Туле (76°, 5с. ш.), расположенный на
северном берегу Баффинова залива.
С 1912 по 1933 г. Расмуссен провел семь так называемых «Тулеских»
экспедиций, изучая северную Гренландию и Американскую Арктику. Как и
Стефансон, он почти постоянно «жил от страны» и передвигался налегке. В
1912 г. он через внутренний ледяной купол Гренландии перешел к Датскому
фьорду на северо-восточном берегу, у 82-й параллели: он был открыт в
1907 г. датчанином Л. Мюлиусом-Эриксеном, который и умер в этом районе у
фьорда Индепенденс с голоду вместе с двумя своими спутниками. Расмуссен
нашел в этом районе остатки самого северного из известных нам поселений
эскимосов, и следовательно, крайнего предела человеческого поселения
вообще. Тем же путем, через внутренний ледяной купол Гренландии, он
вернулся в Туле.
В 1916—1918 гг. Расмуссен исследовал большие фьорды северного побережья
Гренландии до Де-Лонг-фьорда у Земли Нансена; в 1919 г. вел
этнографические исследования на небольшом острове Ангмагсалик (62°, 5 с.
ш.), расположенном у юго-восточного побережья Гренландии.
В 1921—1924 гг. Расмуссен провел пятую по счету и важнейшую по
результатам «Тулескую» экспедицию, описанную им в книгах «От Гренландии к
Тихому океану» (закончена в 1925 г.) и «Тулеское путешествие...» (1926
г.). Он прошел на нартах с собачьей упряжкой от Гренландии через
Гудзонов пролив и Гудзонов залив и далее вдоль северного берега Америки к
Берингову проливу, исследуя быт американских эскимосов. Это было
величайшее по протяженности в истории Арктики путешествие на нартах с
собачьей упряжкой. Пятнадцать месяцев Расмуссен не подавал о себе
вестей, и его считали погибшим.
В 1931 г. Расмуссен от Туле прошел на юг вдоль почти всего западного
побережья Гренландии, а в 1932 г. снова посетил северо-восточную
Гренландию. В следующем году он умер, 54 лет от роду. В год его смерти
(1933) вышла в свет его «Книга об Арктике». Главной целью Расмуссена во
всех его путешествиях было исследование быта гренландских и американских
эскимосов, но его спутники — или начальники научных датских экспедиций,
в которых он не раз принимал участие, Л. Мюлиус-Эриксен, Лауге Кох и
некоторые другие — внесли большой вклад в географию, картографию и
геологию Гренландии.
Именно Лауге Кох, руководивший «юбилейной» гренландской экспедицией
(1920—1923 гг.) в память о вторичной датско-норвежской колонизации
страны Хансом Эгеде, завершил выяснение береговой линии Гренландии; он
нанес на точную карту северное побережье острова. После этого он
руководил еще пятью экспедициями, исследовавшими Гренландию, и с 1926 по
1937 г. провел там десять летних сезонов и несколько зимовок. Одна из
них, состоявшая из 375 сотрудников разных специальностей, изучала полосу
центральной Гренландии между 71 и 76° с. ш.
Между двумя мировыми войнами Гренландия изучалась и разведывалась (в
значительной мере с военными целями) и представителями других наций; в
частности, в 30-х годах ледяной купол Гренландии был пересечен на разных
широтах германцами, норвежцами, англо-канадцами. За это время в
прибрежной восточной горной полосе открыт был на полуострове Земля Кнуда
Расмуссена (68—70° с. ш.) хребет Уоткинса с вершиной Гунбьёрн (3700 м).
При
пересечениях Гренландии измерялась толщина ледяного купола (до 3300 м) и
высота над уровнем моря подстилающей его поверхности (в среднем — 125
м). Кроме хребта Уоткинса, на окраинах острова прослежен ряд других,
более низких горных цепей, открыты обширные горные массивы — плоские и
ступенчатые. Рельеф Гренландии, однако, недостаточно выяснен и в
настоящее время.
Северо-западный проход
Первую удачную попытку после Руаля Амундсена обогнуть с севера
американский материк сделал канадский сержант горной полиции Анри
(Генри) Ларсен. На полицейской моторной шлюпке «Сент-Рок» длиной в 30 м
(80 т) он в 1940—1942 гг. с семью спутниками прошел с двумя зимовками с
запада на восток — из Ванкувера в Галифакс через проливы Канадского
архипелага, избрав тот же маршрут, что и в свое время Руаль Амундсен.
Для середины XX в. такой переход не был большим достижением и сам Ларсен
рассматривал его как тренировку и предварительную разведку западного
варианта Северного морского пути.
В 1944 г. Ларсен на том же судне «Сент-Рок» и при таком же численно
экипаже прошел весь Северо-западный проход в одну навигацию, с востока
на запад. Весь путь от атлантического порта Галифакс (44° 40' с. ш.) до
тихоокеанского порта Ванкувер (49° 16' с. ш.) он сделал в 86 дней (22
июля — 16 октября). Из них он потратил 18 дней на переход по параллели
74° с. ш. между островами центральной части Канадского архипелага —
проливами Ланкастер, Барроу, Мелвилл до северо-западного выступа
Виктории, мыса Пил.
В 1948 г. два мощных американских ледокола, «Ист-Уинд» и «Эдисто», в
исключительно благоприятных ледовых условиях прошли на север от
Канадского архипелага через море Линкольна до 85° с. ш. (пока — рекорд
для свободно плавающих судов). Из-за потери на «Эдисто» одного из двух
винтов оба ледокола повернули на юг. Затем они плавали в водах
Канадского архипелага, причем обошли кругом весь остров Элсмира,
использовав, в частности, очень узкий и извилистый пролив Юрика (между
островами Элсмира и Аксель-Хайберг).
Несмотря на эти достижения, до настоящего времени (1956г.) Северо-западный проход не используется для торгового судоходства.
|