Промысловые экспедиции 20—30-х годов
Когда Уильям Смит, открывший в феврале 1819 г. на пути из Монтевидео в
Вальпараисо «Новую Южную Шетландию», вернулся в Вальпараисо, его
сообщение не заинтересовало представителей английских властей, но
находившийся там капитан британского флота немедленно зафрахтовал судно
Смита «Уильяме» и 20 декабря послал его на юг под командой Эдуарда
Брансфилда обследовать новооткрытую землю. У. Смит пошел туда, исполняя
обязанности штурмана. Брансфилд обнаружил, что новооткрытая суша
является не выступом материка, а архипелагом. Он проследовал дальше
через эти Южные Шетландские о-ва в водное пространство, принятое им за
залив, так как 30 января 1820 г. на юго-западе он увидел высокий,
покрытый снегом берег, названный им «Землей Тринити» (Троицы). Это был
небольшой о. Тринити (у 63°45' ю. ш. и 60° з. д.), вскоре пропавший в
тумане. Брансфилд продолжал движение к югу и через день или два, когда
туман рассеялся, у 64°30' ю. ш. увидел две высокие горы. Иными словами,
он открыл наиболее удаленную к северу часть северного выступа
«льдинного» материка,, позднее получившего название Антарктического
п-ова. (Напомним, что русские моряки обнаружили «льдинный» материк 16
января 1820 г., т. е. на 15 или 16 дней ранее Э. Брансфилда.) Англичане
находились у побережья новооткрытой земли до 21 марта, пока зима не
вынудила их отступить.
У. Смит, командуя «Уильямсом», по крайней мере еще раз ходил летом
1820/21 г. к обнаруженным им и Брансфилдом антарктическим землям, где
наткнулся на огромные лежбища котиков. Слух об этом богатстве с
поразительной быстротой распространился и среди американских зверобоев, и
в начале февраля 1821 г. Ф. Беллинсгаузен видел у одного из Южных
Шетландских о-вов (о. Сноу, к северу от Тринити) восемь промысловых
судов. Один из зверобоев, американец Натаниэл Браун Палмер, сообщил Ф.
Беллинсгаузену, что «капитан Смит, обретший новую Шетландию, находится
на бриге «Уильяме», что он успел убить 60 тысяч котиков...» По его
словам, всех судов
«в разных местах» этого антарктического района собралось «до
восемнадцати, нередко между промышленниками бывают ссоры, но до драки
еще не доходило». Н. Палмер, которому совсем недавно исполнился 21 год,
был шкипером маленького зверобойного бота «Герой» (четыре человека
команды). Запись в его судовом журнале свидетельствует о том, что 16 —17
ноября 1820 г. в хорошую погоду Палмер подходил почти на 6 км к берегу
Антарктического п-ова (у 63° ю. ш., по его определению). В море
встречались многочисленные айсберги, у берега он отметил линию бурунов.
В
январе 1821 г. Н. Палмер на «Герое», по утверждению некоторых
американских историко-географов, выполнил второе исследовательское
плавание вдоль западного побережья Антарктического п-ова и якобы достиг
68° ю. ш. Однако прямое свидетельство этого отсутствует — его судовой
журнал утерян. Записи в журналах других зверобоев позволяют сделать лишь
общий вывод: в течение двух недель Н. Палмер ходил на поиски лежбищ
тюленей, но куда — неизвестно. Впрочем, южное направление его вояжа
исключается: по свидетельству Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, в то
лето, в том регионе льды препятствовали продвинуться далеко к югу.
В начале декабря 1821 г. английский зверобой Джордж Пауэлл и
присоединившийся к нему Н. Палмер открыли к востоку от Южных Шетландских
о-вов небольшую группу островов, названных ими «Неприступными» — теперь
Южные Оркнейские о-ва. Моряки на лодках обследовали крупнейший остров
(Коронейшен), а восточнее другой, меньших размеров (о. Лори). Оттуда
суда обоих шкиперов продвинулись к югу до 62°30' ю. ш. и, пройдя на
запад вдоль кромки паковых льдов, вернулись к Южным Шетландским о-вам.
Летом
1822/23 г. шотландский зверобой Джеймс Уэдделл на двух маленьких судах в
исключительно благоприятных ледовых условиях прошел от Южной Георгии до
74°15' ю. ш. (почти на 400 км перекрыв рекорд Д. Кука) и в конце
февраля 1823 г. при мягкой погоде свободно плавал в открытом море, не
встречая и признаков суши. Дальнейшему его продвижению на юг помешал
свежий противный ветер, но не льды: за все время пребывания в высоких
южных широтах он видел, по его словам, лишь три-четыре заблудившихся
ледяных острова. Как теперь доказано, море Уэдделла, самая южная часть
Атлантического океана, глубоко вдается в антарктическую сушу — по
крайней мере до 78° ю. ш. Но в 20-х гг. прошлого века необычайное
плавание Уэдделла принято было за доказательство того, что у Южного
полюса нет обширной земли.
Однако в 30-х и 40-х гг. другие моряки, не подходившие так близко к
полюсу, как Уэдделл,— никому больше не удалось повторить его успех —
находили большие участки суши даже у Южного полярного круга. Первыми
после русских увидели ледяной берег Антарктиды команды двух английских
зверобойных судов — брига и одномачтовой яхты, принадлежавших крупнейшей
лондонской торгово-промысловой фирме «Эндерби». Под начальством шкипера
Джона Виско они совершили кругосветное плавание в антарктических водах
по заданию Чарлза Эндерби, одного из директоров фирмы. Биско, следуя от
Фолклендского архипелага через Южные Сандвичевы о-ва на юго-восток,
пересек 22 января 1831 г. полярный круг у меридиана 0°, повернул прямо
на восток и прошел, иногда почти достигая 70-й параллели, до 50° в. д. В
конце февраля у полярного круга он увидел черные вершины высокого
«острова Эндерби», на самом же деле выступа Восточной Антарктиды — Земля
Эндерби, с вершиной, названной в честь мореплавателя горой Биско (1860
м). В зтом районе во время сильного шторма суда разлучились. На бриге
Биско большинство матросов болело пингой. Началась осень, штормы
бушевали один за другим, и Биско повернул к Тасмании, в Хобарт, куда
прибыл в начале мая 1831 г. В августе туда пришла и яхта, вся команда
которой, за исключением трех человек, в том числе шкипера У. Смита,
умерла от цинги.
Летом 1831/32 г. Биско продолжил плавание на восток в шестидесятых
широтах. В середине февраля 1832 г. он обнаружил сушу только за
меридианом 0° к северо-востоку от Земли Александра I — о. Аделейд с
вершиной выше 3 тыс. м, несколько далее к северо-востоку — короткую
(около 150 км) цепь небольших островов, названных его именем, и лежащую
за ними гористую Землю Грейама. Затем Биско прошел далее к
северо-востоку. Чтобы формально обосновать заявку Англии на овладение
этим антарктическим районом, он высадился на открытом им высоком
острове, позднее получившем название Анверс (крупнейший в архипелаге
Палмер). Достигнув меридиана Фолклендских о-вов, Биско закончил свое
кругосветное плавание, наполовину проделанное к югу от 60-й параллели, и
стал четвертым мореплавателем — после Д. Кука, Ф. Беллинсгаузена и М.
Лазарева,— обошедшим кругом Антарктиду.
Итак, Биско обнаружил, кроме нескольких островов, две земли — Эндерби и
Грейама. Во время открытия вряд ли кто предполагал, что эти земли,
находящиеся друг от друга на расстоянии около 5,5 тыс. км, не острова, а
части единого материка Антарктида.
Летом 1833/34 г. шкипер зверобойного судна фирмы «Эндерби» Питер Кемп,
следуя в Индийском океане на юг от о. Кергелен, случайно наткнулся на
одинокий вулканический остров (вторично открытый в 1853 г. капитаном
Джорджем Хердом и названный в его честь), повернул за 60-й параллелью на
юго-запад и обнаружил у 60° в. д. за полярным кругом, к востоку от
Земли Эндерби, высокий Берег Кемпа с вершинами более 2 тыс. м.
Летом 1838/39 г. на службе у той же фирмы в высоких антарктических
широтах к югу от Новой Зеландии охотились на двух маленьких (154 и 54 т)
судах английские капитаны Джон Баллени и Томас Фримен. К 1 февраля 1839
г. они дошли до 69-й параллели (у 174° в. д.). Зверобои продвинулись к
югу еще немного, но вскоре
их остановили сплошные паковые льды, протягивающиеся к востоку на предел
видимости. Тогда оба суденышка повернули на запад и 9 февраля у
полярного круга, между 165 и 162° в. д., открыли той небольших, но
высоких вулканических острова, обрывистых, покрытых огромными ледниками;
вершина Янг одного из этих о-вов Баллени достигает 1524 м. Оттуда,
держась приблизительно 65-й параллели, Д. Баллени и Т. Фримен шли на
запад и в начале марта, находясь у 65° ю. ш. и 122°44' в. д. на юге (не
далее чем в 2 км), усмотрели землю — скорее всего это был ледник
Долтона. Участок побережья Антарктиды далее к западу Баллени назвал
Берегом Сабрина — в честь судна Фримена, пропавшего без вести в шторм,
разразившийся в конце марта, когда англичане находились близ 50-й
параллели.
Дюмон-Дюрвиль и Уилкс
В 1838— 1842 гг. в поисках южного магнитного полюса в антарктических
водах плавали суда двух экспедиций — французской и североамериканской,
добившиеся важных географических результатов.
Начальником французской экспедиции, отправившейся из Франции в начале
сентября 1837 г. на двух корветах — «Астролябия» и «Зеле» («Усердный»),—
был Жюль Сезар Дюмон-Дюрвиль, военный моряк, кругосветный
мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Океании. В
январе 1838 г. Дюрвиль пытался проникнуть в море Уэдделла, но вскоре был
остановлен тяжелыми льдами, из за чего и усомнился в показаниях Д.
Уэдделла. Повернув на северо-запад, чтобы пройти проливом Дрейка в Тихий
океан, Дюрвиль открыл высокий остров Жуэнвиль (вершина 1120 м),
отделенный забитым льдом узким проливом от участка суши, названной им
«Землей Луи-Филиппа» (северо-восточный выступ Антарктического п-ова), и
несколько других небольших островов, которые он принял за часть особой
«Земли Тринити», и вышел в Тихий океан. После долгого плавания в
тропических водах Дюрвиль летом 1839/40 г. продвинулся далеко на юг от
Тасмании и у Южного полярного круга (на 140° в. д.), открыл 20 января
1840 г. высокий ледяной берег, назвав его в честь своей жены Землей
Адели. Французы высадились на один из близлежащих скалистых островов.
Следуя оттуда на запад, они 30 января снова увидели за 130° в. д.
ледяную землю и окрестили ее берегом Клари — по имени жены капитана
«Зеле» Шарля Жакино. В третий раз обогнув земной шар, Дюрвиль вернулся в
1840 г. во Францию.
Американский военный моряк Чарлз Уилкс в 1838—1842 гг. руководил
правительственной экспедицией на шести судах — два шлюпа, бриг,
транспорт и два бота. Под его командой находилось 428 человек (включая
83 офицера) и сверх того 12 ученых и художников. В начале марта 1839 г.
во время шторма пропал один бот; чуть позже выяснилось, что транспорт не
приспособлен для плавания в полярных водах, и Уилкс отправил его на
родину. Остальные четыре судна пошли в Сидней, куда прибыли в конце
ноября 1839 г.
После небольшого ремонта в конце декабря эскадра отплыла на юг, но уже в
начале января 1840 г. в штормовую погоду последовательно «отбились» бот
и один шлюп. 13 января флагман (шлюп «Винсенс») под командой Ч. Уилкса и
бриг «Порпес» (капитан Кедвелейдер Рингголд) подошли к кромке паковых
льдов у 164°30' в. д. и повернули на запад, лавируя среди айсбергов в
поисках прохода к югу. Вскоре у 157° в. д. они повстречали отставший
шлюп (бот присоединился к остальным лишь в самом конце плавания). Зная,
"что антарктическое лето коротко, Уилкс приказал не терять времени на
то, чтобы держаться вместе, и после 17 января «триумвират» распался.
Уилкс
на «Винсенсе» прошел на запад вдоль кромки льда за 98° п. д. Несколько
раз на этом долгом (около 2800 км) пути близ побережья Антарктиды,
«славящегося» сильнейшими штормами (впоследствии Д. Моусон назвал его
«Обителью снежных бурь»), Уилкс видел покрытую льдом или снегом землю. И
если иногда он и принимал ледяные горы за острова или высокие береговые
мысы, то в большинстве случаев он не ошибся. Так, 28 января у 140°30'
в. д. Уилкс подошел на 5 км к скалистому мысу Земли Адели. Через день он
увидел высокие заснеженные горы и ввел «Винсенс» в бухточку близ 140°
в. д.; внезапно налетевший шторм помешал высадке на берег. 2 февраля у
137° в. д. с корабля усмотрели покрытую снегом и льдом землю — и вновь
вмешался шторм, отбросивший шлюп к западу. Спустя пять дней близ 131° в.
д. Уилкс обнаружил мыс Карр, названный в честь офицера «Винсенса». 9 и
10 февраля при ясной тихой погоде была открыта «Высокая Земля Тоттена» —
ледник Тоттена наших карт (у 116° в. д.), а через день у 112° в. д.—
Берег Бадда. (Надо отдать должное Уилксу: как и во многих других
случаях, он присваивал географическим объектам имена отличившихся
подчиненных, но увековечить свое не посчитал нужным.) В середине февраля
у 109°30' в. д. американцы открыли бухту Винсенс и за паковым льдом на
юге видели высокую землю; направленные туда на лодках моряки водрузили
на горе флаг — с тех пор это побережье называется берегом Нокса.
«Винсенс» шел. вдоль кромки льда до 17 февраля, когда близ 97°30' в. д.
выяснилось, что дальнейшему плаванию к западу препятствуют льды. Уилкс
назвал этот район «Землей Окончания», теперь мы знаем: он положил начало
открытию шельфового ледника Шеклтона. Испортившаяся погода не позволила
обогнуть ледниковый
язык, и Уилкс направился на север — 11 марта он бросил якорь в Сиднее.
Капитан
брига «Порпес» К. Рингголд во время самостоятельного плавания дополнил
открытия Уилкса. После неожиданной встречи с судами Дюрвиля, не
пожелавшего вступить в контакт по неизвестной причине, 2 февраля у
128°30' в. д. Рингголд обнаружил глубокий залив с множеством тюленей и
пингвинов (бухта Порпес). Через 10 дней — независимо от Уилкса —
Рингголд побывал в бухте Винсенс, отметив многочисленные айсберги с
плоскими вершинами, загрязненными песком и илом; с направленной на юг
лодки моряки видели величественные конические пики и скалы.
Таким образом, экспедиция Уилкса действительно открыла значительную по
протяженности береговую линию Антарктиды. Вот почему обширную полосу
континента к югу от Индийского океана, между 142 и 100°30' в. д., Д.
Моусон справедливо окрестил Землей Уилкса. Независимо от него некоторые
участки этой полосы, как выше указывалось, были открыты несколько раньше
Баллени и почти одновременно — Дюмон-Дюрвилем. Сам Уилкс, человек
увлекающийся, счел возможным объединить под названием «Антарктической
части света» усмотренные им участки суши. Многие из его современников
издевались над ним, более поздние мореплаватели, частично повторяя его
маршрут и не видя земли, отрицали его открытия. Но Уилкс оказался прав:
подавляющее большинство объектов, нанесенных им на карту, было
идентифицировано с реальными Д. Моусоном в 1911 — 1914 и 1929—1931 гг., а
также Австралийской экспедицией 1958 — 1959 гг. Результаты плавания
Уилкса изложены в многотомной работе, публиковавшейся на протяжении 30
лет и охватывавшей ряд разделов науки, в том числе гидрографию,
геологию, метеорологию и биологию.
Отрытия Джеймса Росса
Особенно поколебала веру в наличие Антарктического материка экспедиция
Джеймса Кларка Росса. В начале октября 1840 г. он отправился в южные
моря на двух кораблях, специально приспособленных для плавания во льдах
(позднее переданных Д. Франклину),— «Эребус» под началом самого Росса и
«Террор», которым командовал Френсис Роудон Крозье. В Тасмании Д. К.
Росс узнал, что Дюмон-Дюрвиль и Уилкс безрезультатно плавали близ того
антарктического района, где немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс
теоретически определил положение южного магнитного полюса, и к западу от
этого района, и что Дюрвиль и Уилкс предполагают ошибку в определении
Гаусса. Тогда Д. К. Росс решил производить исследования и поиски далее к
востоку. В конце 1840 г. он пошел на юг по меридиану о. Южный Новой
Зеландии (170° в. д.), усмотрел покрытую льдом и снегом гору Сабин (3850
м) в высоком хребте длиной свыше 100 км, названном им Адмиралти, в
честь Британского адмиралтейства. За мысом Адэр Росс высадился на
островок, чтобы обосновать английскую заявку на владение открытой им
Земли Виктории; отсюда и название маленького прибрежного архипелага —
Позешен («Владение»). Затем он беспрепятственно повел суда дальше на юг,
в море Росса, вдоль побережья Земли Виктории, мимо обнаруженных им
островков Коулмен и Франклина. На 77°30' ю. ш. 27 января на острове,
нареченном им «Высоким» (ныне о. Росса), он открыл два
вулкана-«близнеца» — Эребус (3794 м, действующий) и Террор (3262 м) — и
бухту, названную им Мак-Мердо. В этом районе Росс встретил непреодолимое
препятствие к дальнейшему продвижению на юг — гигантский ледник,
обрывающийся к морю отвесной стеной высотой 45 — 50 м; в Арктике ничего
подобного ему встречать не приходилось. Суда повернули на восток и
медленно двигались вдоль этого Ледяного барьера Росса, несколько
уклоняющегося к югу. 2 февраля, проследив барьер почти на 470 км, Росс
немного перешел за 78-ю параллель, установив рекорд свободного плавания в
южных широтах. Корабли едва не попали в ловушку между барьером и
паковым льдом. Опасаясь быть «пойманным», Росс не рискнул идти далее
вдоль края барьера и 15 февраля возвратился на запад к о. Франклина.
Оттуда он направился к северу, произвел магнитные наблюдения на широте,
исчисленной Гауссом (72°30'), и правильно рассчитал, что магнитный полюс
находится на Земле Виктории, примерно в 300 км от берега. За мысом Адэр
Росс шел несколько
дней на запад вдоль побережья » Земли Виктории и лишь в конце февраля
двинулся на север. Он открыл не менее 1 тыс. км береговой линии
Антарктиды и 63 дня находился к югу от полярного круга. В начале апреля
экспедиция вернулась в Тасманию.
Весной (в ноябре) 1841 г. Росс снова вышел в Антарктиду, надеясь найти в
Ледяном барьере Росса проход на юг далеко к востоку от Земли Виктории. В
начале января 1842 г., двигаясь во льдах, он пересек полярный круг у
156°30' з. д., но налетевший 19 января сильный шторм нанес значительные
повреждения обоим кораблям; особенно пострадал «Террор». Ремонт занял
четыре дня, Джеймо Кларк Росс однако из-за ледовой обстановки
только 2 февраля Росс смог продолжить плавание по «своему» морю и проник
на юг, за 78-ю параллель, на 10 км дальше, чем в прошлый раз. 23
февраля суда направились вдоль Ледяного барьера Росса к востоку и — с
учетом работ прошлого года — проследили его почти на всем протяжении
(длина барьера около 1 тыс. км). Надвигалась осень, и Росс повернул на
севе-ро-восток, к Фолклендским о-вам. На этот раз он нигде не усмотрел
суши и пришел к убеждению, что Земля Виктории — большой остров.
В середине декабря от Фолклендов Росс пытался пройти на юг через море
Уэдделла. Но ледовые условия лета 1842/43 г. оказались настолько
неблагоприятными, что он смог продвинуться лишь до 71°30' ю. ш. (начало
марта). Третье его плавание к югу было полной неудачей. Правда, у
северной оконечности Антарктического п-ова он открыл гористый остров
Джеймс Росс. В начале сентября 1843 г. Росс вернулся в Англию. Почти за
четыре с половиной года работы его экспедиции погиб только один моряк,
смытый за борт волной во время шторма. За этот долгий срок никто из
экипажа обоих судов не болел благодаря заботе командира о здоровье
подчиненных. Значительными были географические результаты экспедиции:
Земля Виктории, Ледяной барьер и море Росса, два вулкана и несколько
островов. Из плавания, кроме достижений, Росс «вывез» и одно неверное
представление — он сомневался в существовании антарктического материка:
обнаруженные его предшественниками участки побережья и открытую им Землю
Виктории он считал лишь крупными островами.
Экспедиции 70—90-х годов
После плаваний Джеймса Росса исследования в южных водах возобновились
только через 30 с лишним лет. Летом 1874/75 г. в Антарктиде работала
английская океанографическая экспедиция Чарлза Уайвилла Томсона на
паровом корвете «Челленджер». В феврале 1875 г. она пересекла Южный
полярный круг и несколько недель вела траление донных осадков.
Натуралист экспедиции Джон Меррей, изучив поднятые пробы и
проанализировав открытия предшественников, пришел к твердому выводу: в
околополюсном регионе расположена значительная суша. На составленной им
карте изображен Антарктический континент и пункты на побережье, к
которым подходили суда Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Большую часть
береговой линии материка Д. Меррей нанес пунктиром, однако общие контуры
Антарктиды намечены им верно. И с тех пор шестая часть света заняла
постоянное место на картах. Но все же во мнениях географов относительно
Антарктиды был полный разброд, и споры между ними продолжались до начала
XX в. Многие географы-специалисты выступали против общераспространенной
среди неспециалистов веры в существование единого Антарктического
материка, видя в этом «последние остатки старинной мечты о Южном
материке».
На рубеже XIX—XX вв. «столп» немецкой географии Фридрих Ратцель заявил:
«В высшей степени вероятно, что из этой суши, которая теперь наносится
на карты в пределах Антарктиды, значительная часть не имеет никакого
права изображаться под видом суши. Вся та суша, которую видели только
издали, сомнительна...». Не сомневался Ратцель и другие скептики только в
существовании таких высокогорных островов, как Баллени или Земля
Виктории, где во время открытия действовали вулканы.
В 90-х гг. в связи с развитием антарктического китобойного промысла
наблюдается рост интереса к исследованию Антарктиды. Норвежец Карл Антон
Ларсен на промысловом пароходе «Ясон» плавал в северо-западной части
моря Уэдделла и в декабре 1893 г. открыл участок восточного побережья
Антарктического п-ова между 65 и 67° ю. ш. и прилегающий крупный
шельфовый ледник Ларсена; доходил он до б8°10' ю. ш.
В конце ноября 1894 г. в южные широты направился зимовавший в Новой
Зеландии норвежский промысловый пароход «Антарк-тик» под командой
Леонарда Кристенсена. На судно, бросив преподавание в университете,
простым матросом устроился молодой биолог Карстен Борхгревинк. Достигнув
в море Росса 74°10' ю. ш., норвежцы повернули на север и 24 января 1895
г. высадились на материк на мысе Адэр Земли Виктории и нанесли на
детальную карту часть побережья. Борхгревинк нашел один вид лишайника,
доказав таким
образом, что и в Антарктиде есть растительность на не покрытых льдом
участках. Впоследствии в разных местах континента удалось обнаружить
несколько видов лишайников и мхи, а на Антарктическом п-ове — даже три
вида цветковых растений.
С конца 1897 г. до апреля 1899 г. в Антарктиде находилась
научно-исследовательская бельгийская экспедиция на пароходе «Бельжика» с
интернациональным составом. Начальником ее был военный моряк Адриан
Жерлаш де Гомери, старшим штурманом — норвежец Руал Амундсен, судовым
врачом — американец Фредерик Кук (позднее достигший района Северного
полюса). Из научных работников выделились биолог румын Эмиль Раковицэ,
геофизик и океанолог поляк Генрик Арцтовский. Экспедиция работала
сначала на Южных Шетландских о-вах, затем исследовала «Землю Палмера», у
северной части Антарктического п-ова, оказавшуюся группой островов.
Жерлаш дал им бельгийские названия — Антверпен, Брабант и т. д., а всю
группу, отделенную от полуострова проливом Жерлаш, объединил под
названием архипелаг Палмер. Затем «Бельжика» прошла на юго-запад, в море
Беллинсгаузена, где 10 марта 1898 г. вмерзла во льды. Экипаж провел там
зиму, дрейфуя во льдах южнее о. Петра I, между 70 и 71° ю. ш., 80 и 95°
з. д. Освободился пароход только через год и в конце марта 1899 г.
пошел на север. Это была первая в истории зимовка в антарктических водах
высоких широт.
В 1899 г. впервые зимовали на самой Антарктиде, у мыса Адэр, К.
Борхгревинк и четверо других молодых ученых; доставил их туда пароход
«Южный Крест». Зима выдалась очень суровой: преобладающие в этом районе
восточные ветры часто достигали ураганной силы; умер Николай Хансен —
первая жертва антарктической зимовки. Летом 1899/1900 г. «Южный Крест»
снял зимовщиков и пошел к Ледяному барьеру Росса, причем обнаружилось,
что со времени Д. Росса он отступил на несколько десятков километров к
югу. Близ 164°33' з. д. исследователям удалось подняться на барьер. 17
февраля Борхгревинк с двумя спутниками продвинулся на нартах с собачьей
упряжкой по леднику до 78°50' ю. ш. Экспедиция Борхгревинка сыграла
большую роль в дальнейшем штурме Южного полюса. Она подтвердила, что
море Росса летом всегда доступно для плавания до гораздо более высокой
широты, чем любое другое антарктическое море. Однодневная вылазка на
Ледяной барьер Росса доказала, что он не является непреодолимым
препятствием для покорения Южного полюса.
Экспедиции начала XX века
Наблюдения Борхгревинка немедленно учли организаторы английской
антарктической экспедиции, во главе которой стоял Роберт Фолкон Скотт. В
начале января 1902 г. Скотт на пароходе «Дискавери» достиг мыса Адэр.
Он исследовал весь восточный высокогорный берег Земли Виктории до
вулканов Эребус и Террор и установил, что они находятся на небольшом о.
Росса.
Затем он прошел на «Дискавери» вдоль всего Ледяного барьера Росса до его
восточного края и открыл там «Землю» Эдуарда VII. (К ней в свое время
вплотную подходил Джеймс Росс, но принял за неподвижные льды.) На
обратном пути к о. Росса был найден пролом в Ледяном барьере, и там на
санях англичанам удалось пройти (как ранее Борхгревинку) до 78°50' ю. ш.
У о. Росса «Дискавери» стал на зимовку, и Скотт организовал походы на
нартах в разные стороны. К западу Альберт Армитидж более чем семь недель
впервые исследовал плато Земли Виктории, причем достиг высоты 2700 м.
Сам Скотт вместе с Эрнестом Генри Шеклтоном и еще одним спутником
проследили к концу декабря 1902 г. высокогорную береговую окраину Земли
Виктории до 82° 17' ю. ш. Дальше на юге они видели ледяное плато высотой
около 3 тыс. м и значительные горы, в том числе двуглавый пик Маркем
(4350 м), протягивающиеся почти в меридиональном направлении
(Трансантарктические горы). В начале февраля 1903 г. после более чем
трехмесячного отсутствия три еле державшихся на ногах путешественника
вернулись на базу. Между тем в январе 1903 г. к о. Росса подошел
транспорт с углем и припасами. Скотт отослал с ним на родину больных, а
сам остался на вмерзшем в лед «Дискавери». В эту зиму совершены были три
больших похода на нартах. Скотт, проделавший самый долгий, почти
трехмесячный, поход на запад до 146°30' в. д., доказал, что Земля
Виктории — плато высотой около 3000 м. Другой отряд, прошедший на
юго-восток 250 км, выяснил, что Ледяной барьер — это северный край
гигантского шельфового ледника Росса, который простирается по крайней
мере до 80-й параллели к югу. В середине февраля 1904 г. прибыли из
Англии к о. Росса два парохода и с помощью динамита вывели «Дискавери»
из льдов.
В феврале 1902 г. германская экспедиция под руководством Эриха
Дригальского открыла у полярного круга, близ 90° в. д., низкую землю,
принятую за остров, и шельфовый ледник, названный Западным (так и на
современных нам картах). В этом районе судно Дригальского «Гаусс»
вмерзло во льды. На берегу немцы обнаружили невысокий конус потухшего
вулкана (гора Гаусс). Из ледового плена корабль освободился лишь в
начале февраля 1903 г.
Неудача постигла шведскую экспедицию Отто Норденшелъда на китобойном
пароходе «Антарктик», которым командовал К. А. Лар-сен. Норденшельд с
пятью спутниками высадился в середине февраля 1902 г. на островке близ
восточного побережья Антарктического п-ова (у 64°22' ю. ш.) и провел там
два года, так как в ближайшее лето «Антарктик» не мог подойти к месту
зимовки из-за тяжелых льдов. Ларсен известил об этом зимовщиков, прислав
к ним еще троих. В октябре Норденшельд с двумя спутниками выполнил
длительную санную экскурсию на юг. Очень страдая от снежной слепоты и не
раз проваливаясь в предательские трещины шельфового ледника Ларсена,
шведы прошли около 400 км и повернули назад — один из участников при
падении повредил руку.
В январе 1903 г. пароход получил пробоину от сжатия льдов и через месяц
затонул. Команда вынуждена была высадиться на островок к югу от о.
Жуэнвиля. На розыски пропавших шведов в 1903 г. вышли канонерская лодка
«Уругвай» из Аргентины и два парохода из Швеции и Франции. Аргентинцы
спасли Норденшельда и Ларсена со всеми их спутниками, кроме одного,
ранее умершего. Запоздавшие шведы вернулись восвояси, а французы под
начальством Жана Шарко исследовали западный берег Антарктического п-ова и
остались на зимовку 1904 г. в море Беллинсгаузена (у 65° ю. ш.). С
наступлением лета в январе 1905 г. Шарко пошел на юг, к Земле Александра
I, но не смог там высадиться из-за льдов. Обогнув ее с севера, он
впервые вступил в значительный залив, названный им Маргерит, в честь
своей жены, открыл небольшой участок западного побережья Земли Грейама и
заснял о. Аделейд. Вскоре из-за аварии он вынужден был повернуть на
север.
Шотландская экспедиция на китобойном пароходе «Скотия» под руководством
Уильяма Брюса исследовала море Уэдделла. Брюс прошел туда в феврале 1903
г., достиг 70°25' ю. ш., нигде не усмотрев суши, но из-за позднего
времени года повернул обратно. Перезимовав на Южных Оркнейских о-вах, он
в феврале 1904 г. снова вышел в море Уэдделла на юго-восток и на широте
72°18' увидел на юге скопление льдов, сходное по описанию с Ледяным
барьером Росса. Он шел на запад вдоль этого (временного) барьера и
усмотрел за ним плоский материковый берег, который назвал Землей Котса
(по имени капиталиста, давшего средства на экспедицию). Пройдя так около
300 км, Брюс достиг 74-й параллели у 20° з. д. Была уже середина марта,
и «Скотия» повернула на север.
В результате всех экспедиций, собравших значительный и очень ценный
научный материал, на карте появились общие очертания континента,
благодаря этому почти смолкли голоса скептиков, отрицавших наличие
больших массивов суши в высоких антарктических широтах. Однако географы
очень долго еще спорили, находится ли вокруг Южного полюса единый
материк или по крайней мере два массива, разделенные морями Росса и
Уэдделла и прилегающими к ним гигантскими шельфовыми ледниками.
Окончательно этот спор разрешен лишь во второй половине XX в.
Для организации экспедиции с целью покорения Южного полюса Э. Шеклтон,
влезший в крупные долги, приобрел маленький и старый китобойный пароход
«Нимрод». В январе 1908 г. англичане достигли моря Росса и остановились
на зимовку в заливе Мак-Мердо. 10 марта 1908 г. геолог Томас Эджворг
Дейвид, физик Дуглас Моусон и четверо других спутников Э. Шеклтона
впервые поднялись на вершину Эребуса (3794 м) и достигли края
действующего вулкана. Весной (в конце октября) Э. Шеклтон начал вместе с
тремя спутниками поход к Южному полюсу на санях, запряженных
выносливыми маньчжурскими пони. Он не рассчитал, однако, что пони
нуждаются в объемистых кормах и, в отличие от собак, не могут питаться
мясом павших упряжных животных. Они все погибли при переходе через
шельфовый ледник Росса к северу от 84-й параллели. На самом тяжелом
этапе пути, когда оказалось, что для достижения полюса нужно подняться
на высокое плато, Э. Шеклтону и его спутникам пришлось самим
впрячься в сани. С величайшими усилиями они медленно продвигались на юг
на высоте около 3000 м — через абсолютную ледяную пустыню, над которой
изредка возвышаются горные пики. Так они достигли 88°23' ю. ш., но,
находясь менее чем в 180 км от полюса, вынуждены были из-за нехватки
припасов и сильнейших ветров 9 января 1909 г. повернуть обратно. Все
четверо благополучно, но крайне измученные вернулись в последний день
февраля к побережью на опустевшую базу и из записки узнали, что судно
ущло два дня назад. Можно представить себе степень отчаяния, охватившего
путешественников... К счастью, «Нимрод» вернулся и забрал
«ледопроходцев». По расчету Э. Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 км.
Географические результаты похода оказались весьма значительными:
открыто несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра) общей
протяженностью более 900 км, обрамляющих с юга и запада шельфовый ледник
Росса, обнаружено Полярное плато и «вход» на него — ледник Бирдмора.
Опираясь на собранные во время маршрута данные, Э. Шеклтон сделал два
вывода: при правильной организации Южный полюс вполне достижим со
стороны Ледяного барьера; полюс, по всей вероятности, находится на плато
высотой около 3000 м.
В отсутствие Э. Шеклтона ученые, участвовавшие в экспедиции,— Т. Дейвид,
Д. Моусон и врач Алисгер Маккей — прошли, впрягшись в сани, от базы на
северо-запад через Землю Виктории на поиски южного магнитного полюса.
Они достигли цели 16 января 1909 г., точно определили его тогдашнее
положение (72°25' ю. ш., 155°16' в. д., на высоте 2213 м) и благополучно
вернулись обратно в начале февраля, пройдя в оба конца более 2000 км.
Достижение Южного полюса Амундсеном
В 1909 г. Руал Амундсен готовился повторить дрейф Нансена, для чего и
приобрел старый, но еще крепкий «Фрам». Однако во время подготовки он
узнал, что Кук и Пири уже достигли Северного полюса, а Скотт только
готовит экспедицию к Южному полюсу. Тогда Амундсен в 1910 г. принял
новое решение, но держал его в секрете даже от команды «Фрама»
(штурманом судна был А. С. Кучин), пока не вышел в океан и не взял курс
на юг. «Фрам» доставил Амундсена в указанный им пункт — восточный край
Ледяного барьера Росса. 14 января 1911 г. норвежцы высадились в Китовой
бухте на Ледяной барьер и организовали там лагерь «Франхейм» для
Амундсена и семи его товарищей. При выборе места для лагеря и при
составлении плана достижения полюса Амундсен талантливо использовал свой
большой полярный опыт в обоих полушариях. Его маршрут до полюса был на
100 км короче избранного Шеклтоном и Скоттом. Правда, его путь оказался
труднее: движению препятствовали два значительных участка трещин на
шельфовом леднике Росса, да и подъем с него на горное «обрамление»
оказался очень крутым. Зато Амундсен с изумительной точностью рассчитал
все этапы похода. Между 80 и 85° ю. ш. через каждый градус он заранее
устроил склады с продовольствием и топливом. Чтобы их легко было найти в
ледяной пустыне, он на определенных расстояниях по обе стороны каждого
склада поставил высокие вехи с флагами.
В решающий поход к Южному полюсу Амундсен выступил 20 октября 1911 г. с
четырьмя товарищами на санях, запряженных собаками. За 85-й параллелью
начался тяжелый подъем с шельфового ледника Росса на хребет — Амундсен
назвал его в честь королевы Норвегии хребтом Куин-Мод (впоследствии
установлено, что он является главным компонентом Трансантарктических
гор). Ровно через месяц после того, как часть провианта и топлива была
израсходована, Амундсен распорядился убить лишних собак. Их мясом
питались оставшиеся животные, но и люди охотно ели суп и котлеты из
свежей собачины. Далее к югу последовал пологий спуск к Полярному плато,
казавшийся сравнительно нетрудным после зон многочисленных трещин,
преодоленных норвежцами ранее — при подъеме. Амундсен и его спутники
достигли Южного полюса 15 декабря 1911 г., разбили там палатку и подняли
норвежский флаг на плато высотой 2800 м. 17 декабря они повернули на
север. Через каждые три дня они убивали собаку, и таким образом люди и
животные питались свежим мясом, пока не достигли ближайшего к полюсу
склада. Пройдя в оба конца 2800 км, они вернулись в Китовую бухту 26
января 1912 г. после 99-суточного ледового похода.
Достижение Южного полюса Скоттом
Экспедицию Роберта Скотта в залив Мак-Мердо, к месту зимовки, 3 января
1911 г. доставило судно «Терра Нова». После высадки берегового отряда
командир корабля Гарри Пеннелл прошел вдоль ледника Росса к базе
Амундсена и, вернувшись, сообщил Р. Скотту неожиданную новость о планах
норвежцев покорить полюс. Затем Пеннелл направился к северу, держась
побережья Земли Виктории, и за мысом Адэр продолжил открытие Д. К.
Росса, обнаружив берег материка, протягивающийся к востоку. Он присвоил
этой земле имя Лоуренса Отса, участника похода к полюсу.
Роберт Скотт предполагал дойти до полюса по маршруту Шекл-тона с помощью
моторных саней, индийских пони и собак. В путь он выступил 2 ноября
1911 г. Моторные сани пришлось бросить, пони пришлось перебить за 83-й
параллелью, когда вышел весь фураж. Вскоре у 84° были отправлены обратно
собачьи упряжки, и англичане сами тащили тяжело нагруженные сани. За
85° Скотт приказал вернуться четверым людям, у 87°30' — еще троим.
Дальше к югу пошли пятеро: Скотт, врач Эдуард Уилсон, офицеры Лоуренс
Отс и Генри Боуэрс и унтер-офицер Эдгар Эванс. Последние 250 км до
полюса они проделали уже с чрезмерной затратой сил. Часто приходилось
тащить сани по сухому сыпучему снегу, и они проходили тогда в час не
более 2 км. Иногда за целый день они продвигались меньше чем на 10 км.
Когда
до полюса было всего несколько километров, Скотт занес в дневнике
следующую запись: «...разглядели черную точку впереди... [оказавшуюся]
черным флагом, привязанным к полозу от саней. Тут же поблизости были
видны остатки лагеря... Норвежцы нас опередили. Они первыми достигли
полюса. Ужасное разочарование!» 18 января англичане нашли палатку, а в
ней — несколько брошенных инструментов, три мешка с «беспорядочной
коллекцией рукавиц и носков» и записку на имя капитана Скотта от
Амундсена с просьбой доставить от него письма норвежскому королю.
Англичане сфотографировали и зарисовали палатку, у полюса водрузили
английский флаг, сфотографировались и пустились в обратный путь.
По дороге от своей базы к полюсу англичане устроили десять промежуточных
складов провианта и топлива. На обратном пути их ближайшей целью было —
поскорее добраться до очередного склада, чтобы возобновить запасы пищи и
горючего. Но чем ближе они под ходили к базе, тем голоднее и слабее
становились. Вскоре самый молодой и физически самый сильный из них —
Эванс начал обнаруживать признаки душевной болезни. Он часто отставал,
падал, отморозил нос, руки и ноги и, наконец, совсем изнемог. 17 февраля
он скончался.
Дальнейший путь оказался еще тяжелее. Они часто сбивались с пути. В
конце февраля, когда «топлива стало ужасно мало», температура начала
резко падать. Из записей Скотта за март видно, как у них изо дня в день
исчезала воля к жизни и росло отчаяние. И все же они тащили до самого
конца ценнейшую геологическую коллекцию — около 15 кг образцов пород,
собранных на пути к полюсу.
Пятница 16 марта или суббота 17 марта: «Потерял счет числам, но верно,
кажется, последнее. Жизнь наша — чистая трагедия. Отс сказал: «Пойду
пройдусь. Может быть, не скоро вернусь». Он ушел в метель, и мы больше
его не видели... мы знали, что... Отс идет на смерть, и отговаривали
его, но... сознавали, что он поступает, как благородный человек...» 29
марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм... 20-го у нас
было топлива на две чашки чая на каждого и на два дня сухой пищи. Каждый
день мы были готовы идти... но нет возможности выйти из палатки — так
несет и крутит
снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться...»
Последняя запись: «Ради бога, не оставьте наших близких».(Предсмертная
просьба нашла отклик в сердцах англичан: собранная по подписке
значительная сумма обеспечила безбедное существование родных погибшей
пятерки.)
С приходом весны (12 ноября 1912 г.) поисковый отряд нашел палатку,
частично занесенную снегом, и в ней три тела. Уилсон и Боуэрс лежали в
закрытых спальных мешках. «Скотт умер позднее,— писал участник
экспедиции врач Эдуард Аткинсон.— Он отбросил отвороты своего спального
мешка и раскрыл куртку... одна рука была откинута поперек тела
Уилсона... Мы отыскали все их снаряжение и откопали из-под снега сани с
поклажей. Среди вещей было 35 фунтов очень ценных геологических
образцов... они не расставались с этой коллекцией до самого конца. На
второй день мы... распрощались с ними навсегда. Одинокие в своем
величии, они будут лежать... не подвергаясь телесному разложению — в
самой подходящей для себя могиле на свете...»
Первая экспедиция Моусона
В начале декабря 1911 г. Дуглас Моусон во главе англо-австралийской
исследовательской экспедиции отправился из Тасмании в Антарктиду, к
Земле Адели. В его распоряжении был пароход «Аврора» под командой
капитана Джона Кинга Дейвиса, плававшего раньше на «Нимроде» с
Шеклтоном. Часть сотрудников, высаженная на о. Маккуори, положила его на
карту и выполнила описание этого острова, впоследствии объявленного
заповедником. В январе 1912 г. Моусон с группой сотрудников высадился на
Землю Адели у залива Коммонуэлт (67° ю. ш., 142°41' в. д.) и остался
там на зимовку. Акваторию у этого побережья материка он назвал морем
Дюрвиля. По его распоряжению вторую группу зимовщиков под начальством
Френсиса Уайлда (спутника Шеклтона в походе к полюсу в 1908—1909 гг.)
капитан Дейвис должен был высадить в 1500 км западнее, на берег Нокса,
но он не мог подойти на видимость к этому берегу из-за непроходимых
льдов. Продвигаясь дальше, прямо на запад, экспедиция открыла (вторично —
после Ч. Уилкса) огромный шельфовый ледник Шеклтона (8 февраля). Дейвис
обогнул его и вступил в обширный залив, названный Д. Моусоном морем
Дейвиса. 13 февраля (на 66° ю. ш. и 94°25' в. д.) вдали показался
высокий берег — Земля Королевы Мэри. «Аврора» не могла подойти близко к
этому впервые обнаруженному участку антарктической суши. Группа Уайлда
высадилась на юго-западный край ледника Шеклтона, близ полярного круга
(на 95° в. д.), и осталась там на зимовку более чем в 2 тыс. км к западу
от Моусона. Зимой 1912 г. Уайлд обследовал побережье от 89 до 101° в.
д., причем открыл на Земле Королевы Мэри (между 95 и 100° в. д.) горную
цепь (до 1500 м), несколько островков в море Дейвиса (в том числе о.
Дригальского) и обнаружил очень
крупную колонию императорских пингвинов. В феврале 1913 г. группа Уайлда
была снята «Авророй» и доставлена в Тасманию.
На Земле Адели Д. Моусон с помощью анемометра, сконструированного им еще
в экспедиции Шеклтона (1907 — 1909 гг.), наблюдал зимние ветры
неслыханной ранее силы: нередко отмечалась средняя суточная скорость
ветра 44 м в секунду, а максимальная достигала 90 м в секунду.
(Напомним, что скорость опустошительного урагана более 30 м в секунду:
зимовщикам Земли Адели приходилось выдерживать ураган тройной силы.)
Среднюю
годовую скорость ветра Моусон определил в 22,3 м в секунду (что
соответствует сильному шторму); около 340 дней в году было с бурей.
Здесь же он отметил величайшие в Антарктиде снегопады — 1600 мм в год (в
переводе на жидкое состояние). Иными словами, группа Моусона выбрала
для зимовки район, отличавшийся, как оказалось, самым суровым климатом
на Земле — гораздо более суровым, чем в любом из исследованных в то
время приполярных районов. В таких условиях группа провела на Земле
Адели две зимовки и обследовала на лыжах и санях длинные (до 500 км)
участки побережья по обе стороны от базы между 138 и 152° в. д.
10 ноября 1912 г. Моусон, лейтенант англичанин Белгрейв Ниннис и врач
швейцарец Ксавер Мерц отправились в поход с собачьими упряжками на
восток от бухты Коммонуэлт. За Землей Адели они открыли берег Георга V
(142 — 154° в. д.) с ледниками Мерц и Ниннис, а также небольшим заливом
Бакли. Самым восточным объектом, обнаруженным группой, оказался
шельфовый ледник Джозеф-Кук (Моусон, правда, посчитал его заливом,
заполненным льдом). 14 декабря на 504-м км маршрута погиб Ниннис,
провалившийся с одной упряжкой и большей частью провианта в глубокую
трещину, и его товарищи повернули назад. На обратном пути в начале
января 1913 г. Мерц заболел и умер, после того как были съедены все
собаки и оставалось очень мало провианта. Изнемогая от усталости,
больной Моусон один продолжал движение через ледяную пустыню, несколько
раз благополучно выбираясь из трещин. Он почти умирал с голоду, но в
конце января наткнулся на гурий, под которым спасательный отряд сложил
запас продуктов. Подкрепившись и отдохнув, Моусон вынужден был из-за
пурги неделю просидеть в пещере; на базу он возвратился в начале февраля
1913 г. Без него приходила «Аврора», но из-за приближения зимы ушла, не
забрав с собой людей, оставшихся на базе, так как они не хотели
покидать в беде отсутствующих товарищей. Моусон и его спутники вернулись
в Тасманию после второй зимовки на Земле Адели в начале 1914 г.
Экспедиция Моусона нанесла на карту огромную (около 4 тыс. км) «дугу»
антарктического побережья, связав открытия Уилкса, Дюмон-Дюрвиля,
Дригальского, Скотта и свои собственные, выявив более сотни различных
географических объектов; ее труды составили 22 тома.
Австралийскис ученые в 1971 г. установили: смерть Мерца и плохое
самочувствие Моусона связаны с отравлением, вызванным приемом повышенных
доз витамина А, который содержится в печени собак.
Вторая экспедиция Шеклтона
Летом 1912 г. (в январе-феврале) германская экспедиция Вильгельма
Филъхнера на корабле «Дейчланд» прошла в море Уэдделла и, продолжив
открытие У. Брюса к западу, обнаружила материковое побережье, получившее
название Берег Леопольда (Луитполд). А еще дальше В. Фильхнер открыл
восточную часть огромного шельфового ледника, названного в честь
первооткрывателя . 9 марта под 75°43' ю. ш. «Дейчланд» был скован
льдами, дрейфовавшими к северу всю зиму. Только весной 1912 г. (в конце
ноября), с трудом выйдя изо льдов, корабль двинулся на родину.
Несмотря на неудачу германской экспедиции, Шеклтон в 1914 г. наметил
именно со стороны моря Уэдделла начать пересечение Антарктиды. На
корабле «Эндьюранс» 10 января 1915 г. он достиг материка у 20° з. д. и
проследил к юго-западу участок побережья длиной около 300 км, назвав его
берегом Кэрда. Уже 19 января судно было зажато льдами под 76с34' ю. ш. и
начало дрейфовать. 27 октября 1915 г. льды продавили борта «Эндьюранса»
— 28 человек покинули корабль и разбили лагерь на льдине в 330 км от
Антарктического п-ова, и Шеклтон решил идти туда лишь в крайнем случае: у
него имелись запасы продовольствия, около 50 собак, несколько саней и
три шлюпки, снятые с судна, затонувшего спустя почти четыре недели.
В
январе 1916 г. льдина с лагерем пересекла полярный круг, затем начала
таять, в марте — раскалываться. 9 апреля люди сели в шлюпки, через три
дня вышли изо льдов в открытый океан и 15 апреля, пройдя 185 км,
высадились на необитаемый о. Элефант (Мордвинова, из группы Южных
Шетландских). А 24 апреля Шеклтон отправился с пятью отобранными
моряками, чтобы спасти остальных, за 1400 км к Южной Георгии, где
находилась английская китобойная станция. Через две недели шлюпка вошла
во фьорд на юго-западном берегу острова; еще десять дней понадобилось
Шеклтону, чтобы добраться через скалы и ледники гористого острова к
станции, расположенной на северо-восточном берегу. Трижды Шеклтон
напрасно пытался на небольших судах пробиться через льды к Элефанту — со
стороны Южной Георгии, Восточного Фолкленда и Магелланова пролива.
Оставшиеся на Элефанте под начальством Ф. Уайлда 22 человека были
вывезены Шеклтоном лишь в четвертый рейс, в конце 1916 г. Четыре с
лишним зимних месяца они провели на 61° ю. ш., «устроившись» под двумя
опрокинутыми шлюпками и питаясь тюлениной.
|