Русские послы в Монголии и Китае XVII века
В
1615 г. из Томска в Монголию был отправлен атаман Василий Тюменец. На
лошадях он поднялся вверх по долине реки Томь, пересек Горную Шорию,
перевалил Абаканский хребет, Западный Саян и проник в Туву («Табынекую
землю»). Тюменец был первым русским землепроходцем в Туве,
описавшим страну в немногих словах: «А Табынская земля то же Киргизские
земли, только живут о себе, а дань дают в Киргизскую землю и к
Алтыну-царю (монгольскому хану): кто к ним ни придет, тому и ясык [ясак]
дают. А живут они по лесам, меж гор в ослонах, переходят, где кому
место полюбится, а шубы носят оленьи и козьи, а кормятся зверем, бьют
лоси и олени и козы; мясо едят, а в кожах делают платье. А угодий у них
никаких нет, и хлеб не родится, и коров и овец нет, только одни лошади
да олени... А леса и горы в Киргизской земле каменные велики».
Затем Тюменец пересек верховья Кемчика (система верхнего Енисея),
перевалил несколько хребтов и по широкой речной долине (возможно, реки
Карты) прошел к горному (1425 м) соленому озеру Урэг - Нур. (50°Ю' с. ш.
и 91° в. д.). Повернув на восток и спустившись в степь, он вышел к
самому крупному в Монголии озеру Убсу-Нур (у 50° с. ш. и 93° в. д.), где
находился в то время монгольский хан, и первый описал это озеро.
Успешно были закончены дипломатические переговоры — хан согласился
перейти в русское подданство. После этого Тюменец с послами хана
двинулся на родину тем же путем и в конце ноября 1615 г. прибыл в
Тобольск. В записи его рассказа о пройденном пути имеется краткое
описание северо-западной Монголии — первое, составленное русским. Маршрутом
Тюменца воспользовался первый русский посол в Китай, сибирский казак
Иван Петлин. В 1618 г. он был отправлен в Томск и вместе с послами
монгольского «Алтын-хана», повторив маршрут Тюменца, через три недели
прибыл к озеру Убсу-Нур, которое описал несколько подробнее своего
предшественника. Отсюда путешественники двинулись на юго-восток,
перевалили хребет Хан-Хухэй — северо-западное продолжение Хангайского
хребта, а затем и сам Хангай (в верховьях реки Д з а б х а н). Затем они
двинулись к востоку вдоль южных склонов Хангая и прошли около 800 км по
Монголии (Петлин при этом описал ламаистские монастыри). У излучины
реки Керулен (у 109° в. д.) они повернули на юго-восток и пересекли
пустынные пространства Гоби. Не доходя Калгана, Петлин — первый из
известных нам русских — увидел Великую Китайскую стену и описал ее. В
начале сентября он прибыл в Пекин. Обратно посольство двинулось в
октябре того же года и не позднее июня 1619 г. вернулось в Томск. Петлин
описал свой маршрут туда и обратно, столицу Китая и три других
китайских города в своей «Росписи Китайскому государству... и иным
государствам жилым и кочевым, и улусам, и великой Оби, и рекам и
дорогам». В 1653 г. отправилось в Китай русское посольство, второе
после Петлина; во главе его стоял сын боярский, воевода Федор Исаакович
Байков, человек неграмотный, но больших способностей и памяти.
Составленный с его слов «Статейный список» (1658 г.) — очень важный
географический документ, в котором даны расстояния в днях караванного
пути, характер дороги, броды, мосты и тому подобные сведения.
Байков вышел из Тобольска осенью 1654 г. вверх по Иртышу; он запомнил
все большие и даже многие малые притоки Иртыша и характер его берегов.
Дойдя до верховий, Байков двинулся на юго-восток и достиг пустыни
Джунгарская Гоби, которую он описал кратко, но образно: «камень, степь
голая, только лес небольшой, называют его соскоул [саксаул], растет не
высоко, а дерево тяжело; а на огне горит, что дуб, топко».
Дальнейший его путь по Джунгарии пролегал вдоль Черного Иртыша, вдоль
южных склонов Монгольского Алтая через хребет Гурван-Сайхан к торговому
городу Гуйсуй. Оттуда в конце января 1655 г. посольство двинулось на
восток, в феврале прибыло в Калган, а затем — в Пекин. Таким образом,
Байков пересек почти в широтном направлении всю Монголию и Северный
Китай. Дипломатические переговоры в Пекине длились более полугода и
ни к чему не привели из-за отказа Байкова выполнить унизительные, по
его мнению, дворцовые церемонии. Вернулся он в Тобольск в 1656 г. В
1675 г. царь Алексей Михайлович отправил в Китай большое посольство
(150 человек) во главе с молдавским греком Николаем Гавриловичем
Спафарием, образованным человеком, переводчиком Посольского приказа.
Основной целью посольства было — уладить недоразумения на амурской
границе и завязать торговые сношения с Китаем. Другая, очень важная
задача, поставленная перед послом, заключалась в составлении
обстоятельного описания новых русских владений в Сибири и пограничных с
нею стран. По рекам системы Оби посольство дошло до Маковского
волока, перебралось в Енисейск и до середины сентября поднималось по
Ангаре до Байкала. Переправившись через озеро в самом узком месте к
устью Селенги, Спа-фарий поднялся по ней до устья Уды и прошел на
северо-восток вдоль правого берега реки до озера Большое Еравное. Это
был новый для европейцев путь, «где прежде сего никто не бывал». Затем
он перевалил Яблоновый хребет и по рекам Чите и Ингоде (система Шилки)
прибыл в Нерчинск. Отсюда он двинулся на юго-восток, пересек горную
полосу юго-востока Забайкалья, реку Аргунь, перевалил хребет Большой
Хинга н и вышел к городу Цицикар, на реке Нонни (иначе Нуньцзян — приток
Сунгари). Отсюда Спафарий двинулся на юго-запад и, закончив пересечение
Маньчжурии (теперь Северо-Восточный Китай), в середине мая 1676 г.
прибыл в Пекин. Не добившись дипломатического успеха в Китае, Спафарий
вернулся тем же путем в Восточную Сибирь весной 1667 г. По
материалам своего дорожного дневника Спафарий дал подробное и в общих
чертах верное описание сибирских рек и ряд других физико-географических
данных о Сибири. Свой дневник Спафарий назвал так: «Книга, а в ней
писано путешествие царства Сибирского от города Тобольска и до самого
рубежа государства Китайского...» Этот дорожный дневник впервые
опубликован в 1882 г. Очень большим успехом пользовался другой труд
Спафария «Описание первые части вселенныя, именуемой Азии, в ней же
состоит Китайское государство...» Известны многие его списки XVII и
XVIII вв.; сведения, приводимые русским послом, использованы, в
частности, иезуитами, проявлявшими большой интерес к Китаю, где они
прочно обосновались при маньчжурской династии.
Исследователи Тибета
После
Антана Андради крупнейшим европейским исследователем Тибета в XVII в.
был немец-иезуит Иоганн Грубер, путешествовавший вместе с другим
иезуитом, французом Альбером Орвиллем. Из Пекина они были отправлены в
Рим с тайным поручением. Голландцы не согласились отвезти иезуитов морем
из Китая в Индию, и обоим монахам пришлось идти туда сухим путем. В
апреле 1661 г. они вышли из Пекина и через полгода, пройдя через район
озера Кукунор, дошли до Лхасы. Там они пробыли полтора месяца и через
Непал в марте 1662 г. добрались до Агры (Северная Индия). Орвилль,
по-видимому, остался в Индии. Грубер же повернул дальше на запад,
пересек Пенджаб, долину Инда, все Иранское нагорье (в южной полосе),
Месопотамию и Малую Азию до Смирны, а оттуда морем направился в Рим,
куда прибыл в феврале 1664 г. Грубер и Орвилль были первыми европейцами,
пересекшими с северо-востока на юг Тибетское нагорье и, несомненно,
побывавшими в Лхасе. (В том, что ее посетил Одорико из Порденоне,
некоторые историки сомневаются.) Отчет Грубера о его путешествии короток
и сух, но он, однако, содействовал расширению европейских знаний о
Центральной Азии. После Грубера в первом десятилетии XVII в. Лхасу
посетили в разное время три миссионера-францисканца («капуцины»), В
1713 г. из Тобольска в Китай был послан на поиски в районе Яркенда
золотых россыпей («песочного золота») сын боярский Трутников. Не зная,
где находится Яркенд, Трушников пересек Джунгарию и восточную часть
Кашгарии и проник на северо-восточную окраину Тибетского нагорья. Он
посетил озеро Кукунор, город Синин и достиг основания луки Хуанхэ.
Затем, вероятно, обычным путем он добрался до Калгана, а оттуда через
Монголию вернулся в Сибирь (1716 г.). Иезуит Ипполит Дезидерий был
отправлен в Тибет под официальным предлогом восстановить миссию в
Цапаранге, организованную Антаном Андради и закрытую, как выше
указывалось, в 1641 г. Вряд ли те, кто посылал Дезидерия, или он сам,
смешали Цапаранг с Лхасой, как предполагают некоторые историки: эти
пункты находятся на различных речных системах и отстоят друг от друга
почти на 1200 км по прямой линии. Вероятнее, что Дезидерий получил
задание непосредственно снестись с центральной тибетской властью, тогда
еще фактически независимой от маньчжурской династии, захватившей власть в
Китае. Так или иначе, но он совершил длинное путешествие по Южному
Тибету, минуя Цапаранг. Из Агры Дезидерий через город Джамму
перешел в Сринагар (Кашмир), где прожил полгода, а оттуда в Лех (на
верхнем Инде), перевалив Большие Гималаи. Следуя далее вверх по долине
Инда в юго-восточном направлении до его истока (Гартанг), он подошел к
верховью другой реки, текущей в противоположном направлении, — Мацанг,
которая ниже по течению называлась Цангпо. Дезидерий вступил в долину
верхней Брахмапутры и по ней достиг Лхасы. Таким образом, Дезидерий
разведал важнейшую горную дорогу, соединяющую юго-западный Тибет с
юго-восточным, где находится Лхаса, и связал свой маршрут с маршрутами
своих предшественников — католических миссионеров. Он отправил одного из
своих спутников-монахов через Непал в Северную Индию, а сам прожил
четыре года в юго-восточном Тибете. После вступления в Лхасу войск
маньчжурского императора Китая (1720 г.) Дезидерий покинул Тибет и
вернулся через Непал в Индию. Он составил подробное географическое
описание южного Тибета, которое было извлечено из римских архивов лишь в
XX в.
Первый поход Бековича-Черкасского и известия об Аму-Дарье
Прослышав
о том, что Аму-Дарья будто бы впадает в Каспийское море, что на ней
есть золотые россыпи и что по ней можно дойти до Индии, Петр I послал в
1715 г. на Каспий экспедицию, во главе которой поставил Александра
Бековича-Черкасского, кабардинского князя, в малолетстве привезенного в
Россию и воспитанного в семье князя Б. А. Голицына. Весной 1715 г.
во главе отряда в 1500 солдат Черкасский вышел морем из Астрахани,
перешел до полуострова Мангышлак и прошел морем вдоль всего восточного
побережья Каспия до его юго-восточного угла; за мысом «Песчаным» он
открыл залив, который назван его именем — Александрбай (у 43° с. ш.),
описал находящийся к югу от него (за мысом Ракушечным) Казахский залив,
но прошел мимо узкого пролива, ведущего в Кара-Богаз-Гол (у 41° с. ш.),
приняв пролив за небольшой залив. Он посетил затем Балханский залив
(теперь Красноводский). У этих «Красных Вод», как назвал залив
Черкасский, он и его спутники опросили приморских туркмен и, не совсем
правильно поняв их, сделали вывод, что Аму-Дарья впадала сравнительно
недавно в Каспийское море. Черкасский даже «отыскал» прежнее устье этой
реки, а его разведчики собрали сведения, будто хивинцы запрудили устье,
из-за чего река потекла в Аральское море. Продолжая путь на юг,
Черкасский прошел мимо острова Челекен (теперь полуостров Дервиш) и
дошел до Астрабадского залива (теперь Горганский). Рассказ о
недавнем заграждении течения Аму-Дарьи основан был на местной
туркменской легенде, но об этом узнали только впоследствии. Во всяком
случае, один важный географический результат был достигнут: Черкасский
правильно установил, что — по крайней мере во время его посещения —
Аму-Дарья впадает не в Каспийское море, а далеко к северо-востоку — в
Аральское море.
Второй поход Бековича-Черкасского и гибель его отряда
Из
доклада Черкасского Петр I заключил, что Аму-Дарью можно снова
направить в Каспийское море. Немедленно он приказал организовать в
Астрахани большую экспедицию (свыше шести тысяч человек) и во главе
поставил того же Черкасского. Петр приказал ему построить крепость у
Каспия — там, где прежде было устье Аму-Дарьи, и оставить в новой
крепости гарнизон в тысячу человек. Сам же Черкасский должен был
отправиться оттуда вдоль старого русла Аму-Дарьи, осмотреть плотину,
заградившую течение Аму-Дарьи, и определить, возможно ли снова направить
ее воды в Каспийское море. Он должен был также по возможности запереть
рукава реки, ведущие в Аральское море. Для перевозки войска на
восточный берег Каспийского моря была построена специальная флотилия,
состоящая почти из ста судов. В первую очередь Черкасский перевез на
восточный берег Каспия три полка солдат. 15 сентября он вышел из устья
Волги, а 9 октября прибыл к полуострову Тюб-Караган. Там он заложил
крепость (теперь форт Шевченко) и прошел к заливу Александрбай, где
также оставил значительный гарнизон. У «Красных Вод» Черкасский заложил
третью крепость (на этом месте позднее вырос важнейший туркменский порт
Красноводск). Оттуда Черкасский пошел в поисках Аму-Дарьи на юго-восток.
Ему показалось, что он идет по пересохшему руслу реки: вероятно, это
был шор Балханский. Из Красноводска Черкасский отправил хивинскому хану
трех людей с сообщением о том, что намерен его посетить и требует
помощи, но посланцы не возвратились. Оставив в новой крепости гарнизон,
Черкасский вернулся берегом в Астрахань, откуда решил идти на Хиву сухим
путем. На этот раз, так как солдаты были распределены по
закаспийским гарнизонам, в отряде Черкасского было около 3000 человек;
кроме того, к нему присоединилось около двухсот торговых людей. Часть
отряда была сухим путем направлена к устью Урала, в Гурьев, Черкасский
же с другой частью перешел туда морем в июне 1717 г. Из Гурьева
объединенный отряд двинулся на восток, на плотах переправился через
Эмбу, повернул на юго-восток и пересек плато Устюрте самый разгар лета,
очень страдая от жары и жажды. В середине августа показались озера,
образуемые сбросовыми водами оросительных каналов, отведенных от
Аму-Дарьи на окраине Хивинского оазиса. Приблизительно в ста
верстах к северо-западу от Хивы большой хивинский отряд под начальством
самого хана пытался остановить русских, но был отбит. Хан отошел к
городу и вступил в переговоры с Черкасским; тот сообщил, что прибыл как
российский посол для переговоров с ним. Тогда хан заявил, что он охотно
примет такое посольство. «Бекович в сие время получил известие, что жена
его... утонула с двумя своими детьми в Волге. Он впал в уныние и
обезумел». Он согласился на предложение хана — по частям впустить отряд в
город с тем, чтобы русские были расквартированы там небольшими
группами. А затем по приказу хана хивинцы напали на русских и перебили
всех. Убит был и Черкасский. «К несчастью Бекович был легковерен, упрям и
несведущ, и предприятие великое с ним вместе погибло». Когда весть
о гибели отряда дошла до начальников гарнизонов, распределенных по
восточному берегу Каспия, они эвакуировали крепости. Примерно через
полвека, когда у Красноводского залива появилась новая русская
экспедиция, она нашла там одни лишь развалины крепостей, построенных
Черкасским.
Каспийские экспедиции Вердена и Соймонова
В
1719 г. снаряжена была на Каспийское море новая экспедиция под
начальством выходца из Голландии Карла Вердена. Он состоял раньше
штурманом в шведском флоте, в 1703 г. был взят в плен и принят на
русскую военно-морскую службу в качестве гидрографа. Помощником его был
назначен Федор Иванович Соймонов. В начале июня экспедиция Вердена
на трех судах вышла из Астрахани в море, произвела опись всего западного
берега Каспия и нанесла его на карту. При этом к югу от Баку впервые
были описаны три островка — Наргин, Вульф и Песчаный: первые два названы
были так по сходству с одноименными островками Балтийского моря, близ
Таллина. В следующем, 1720 г. экспедиция Вердена обследовала и
нанесла на карту все южное побережье Каспия до Горганского залива,
связав, таким образом, свою съемку с работой Бековича-Черкасского. По
этим материалам Верден и Соймонов составили первую приблизительно верную
«картину плоскую моря Каспийского». Наибольшие ошибки были при
нанесении восточного побережья. Некоторые ошибки были исправлены
Каспийской экспедицией Соймонова в 1726 г. В частности, Соймонов открыл
вход в залив Кара-Богаз-Гол, но не решился войти в самый залив, так как
боялся потерпеть крушение на подводных камнях. За полгода Соймонов
обошел все побережье Каспийского моря и уточнил местоположение ряда
астрономических пунктов. По материалам своей экспедиции он составил
«Описание Каспийского моря от устья реки Волги до устья реки
Астрабадской» с генеральной картой моря и атласом частных карт.
|