Организация португальской Бразилии
В
восточной Бразилии первые португальские колонисты появились в первой
четверти XVI в. Только пиренейские страны считали, что Португалия имеет
права на восточную, приатлантическую часть тропической Южной Америки;
остальные морские европейские державы этих «прав» совершенно не
признавали. Вопрос о том, кому будет принадлежать Бразилия, зависел от
соотношения сил соперничающих колониальных держав в Европе, на
Атлантическом океане и главным образом в самой Бразилии.
Малочисленные португальцы в первой четверти XVI в. селились главным
образом на крайнем восточном выступе Бразилии, к северу от устья
Сан-Франсиску, открытого в 1501 г. Первые португальские колонисты
женились здесь на индианках; их потомки, отлично говорившие на местных
языках, сыграли очень большую роль в дальнейших португальских захватах
бразильской территории. Угроза со стороны иностранных, главным образом
французских торговцев рабами и ценным «бразильским» деревом, заставила
португальское правительство сделать первые шаги для закрепления за собой
восточного побережья Южной Америки. В 1526 г. основан был Ресифи (у 8°
ю. ш. в области Пернамбуку), наиболее выдвинутый к востоку и наиболее
поэтому близкий к Португалии и Западной Африке бразильский порт.
Несмотря на то, что в 1530 г. в Бразилию отправлена была значительная
группа колонистов во главе с Томе Соуза, Ресифи был захвачен французами.
Тогда Соуза перешел к решительным действиям и в 1532 г. отбил Ресифи у
французов и основал у южного тропика город Сан-Паулу в верховьях Тиете,
большого левого притока Параны. В 1534 г. восточное побережье Южной
Америки между экватором (дельтой Амазонки) и параллелью 28°30' ю. ш.
(на более южную территорию претендовали испанцы) было разделено на
пятнадцать колониальных областей — «капитанств», каждая из них — на
двенадцать феодальных владений. Фактически в первое время Соузе удалось
организовать только восемь областей — между 8 и 24° ю. ш. В 1549 г. он
был назначен первым генерал-губернатором Бразилии и построил у 13° ю.
ш., для удобства управления — в центре «освоенной» португальцами
береговой полосы, город Салвадор у залива Всех Святых, по-португальски —
Баия-Тодуш-уш-Сантуш или просто Баия; так коротко стали называть и
самую область.
Амазонская экспедиция Тейшейры-Акошты
В
первой четверти XVII в. большую роль стала играть португальская
экваториальная колония на Пара, важнейшем в судоходном отношении рукаве
дельты Амазонки, где в 1616 г. был построен город Белен, часто также
называемый Пара. Жители этого экваториального «севера» Бразилии были
наиболее заинтересованы в овладении Амазонкой, в дельте которой они
поселились. Они-то и организовали во второй четверти XVII в. первую
португальскую Амазонскую экспедицию. Колонисты в Белене (Пара)
тогда уже не могли медлить с такой экспедицией. Во-первых, голландцы
организовали к 1616 г. колонию в низовье реки Шингу (южный приток нижней
Амазонки); а несколько раньше, в 1612 г., французы основали колонию
Сен-Луи в дельте Амазонки, на острове Маражо. Во-вторых, португальцев
встревожило появление в 1637 г. в дельте Амазонки семи испанцев, которые
в поисках Эльдорадо повторили плавание Орельяны: спустились по рекам
Напо и Амазонке до Белена. Если бы это случилось в XVI в., португальцы
казнили бы испанцев, вторгшихся в их пределы, или сгноили в тюрьмах. Но
теперь положение было иное: в 30-х годах XVII в. Португалия фактически
еще была подчинена Испании (до 1640 г.). Однако в Южной Америке местные
власти ревниво следили за тем, чтобы португальцы не проникали слишком
далеко на запад, испанцы — на восток. Во главе португальской
экспедиции был поставлен Педру Тейшейра. Главным лоцманом был назначен
Бенту Акошта, ведший журнал экспедиции. В конце июля 1637 г. экспедиция
Тейшейры на нескольких судах начала подъем вверх по Амазонке, которая
оказалась, по словам Акошты, «особым миром, превосходящим по размерам
любую другую страну, открытую в Америке». Около десяти месяцев длилось
плавание вверх по великой реке и ее притоку Напо. По распоряжению
Тейшейры, Акошта заходил в устья больших рек, впадающих с обеих сторон в
Амазонку, и поднимался по ним на некоторое расстояние, затрачивая
каждый раз на такое обследование три-четыре дня. Конечно, Акошта сильно
преувеличивал, когда сообщал, что «вся область Амазонки, включая
острова, берега и лежащие за ними земли, населена... несметным числом
индейцев... и каждый из этих притоков представляет собой густо
населенное царство...» О многочисленном населении Амазонки писал в
середине XVI в. и спутник Орельяны — Карвахаль, также, по-видимому,
сильно преувеличивавший. Не приходится, однако, сомневаться, что бассейн
Амазонки в XVI—XVII вв. был гораздо гуще населен, чем в XVIII—XIX вв.,
когда на Амазонке появились научные экспедиции, отмечавшие безлюдность
многих приречных областей; таковы были последствия разбойничьих набегов
колонизаторов, занесенных ими заразных болезней (главным образом —
оспы), угона в рабство и прямого массового истребления амазонских
индейцев. Экспедиция Тейшейры закончила плавание у верховий Напо и
перешла через высокий горный перевал в город Кито в конце июля или
начале августа 1638 г. Тогда в свою очередь встревожились испанские
правители Перу. Они также не решились учинить расправу над подданными
общего короля, но только приказали португальцам вернуться в Белен таким
же путем, каким те пришли, и приставили к ним двух
наблюдателей-иезуитов. 16 февраля 1639 г. экспедиция Тейшейры с
навязанными ей спутниками выступила из Кито и, повторив свой путь в
обратном направлении, прибыла в Белен 12 декабря того же года. На подъем
и спуск по Амазонке экспедиция затратила почти одинаковое время:
по-видимому, и на этот раз участники экспедиции исследовали низовья
притоков Амазонки. Так или иначе, но иезуиты, посланные испанцами,
собрали, может быть, не такие подробные, как Тейшейра и Акошта, но
достаточно точные материалы о долине Амазонки, а также сведения о
живущих здесь индейских племенах. Приблизительно в те же годы
группа португальских колонистов-«северян» поднялась от реки Пара,
преодолевая пороги, вверх по реке Токантинс (2640 км) до 6° ю. ш. и при
этом открыла за 5-й параллелью устье Арагуаи (2200 км), крупнейшего
притока Токантинса.
Паулисты и иезуиты
Начиная
с XVII в. на территории Бразилии начали проявлять большую активность
паулисты — португальские выходцы из области Сан-Паулу. Эта область была
«сборным местом для авантюристов — подданных различных колониальных
держав, выходцев из Португалии, Франции, Англии, позднее также из
Испании. Из их связей с индейскими женщинами произошли «мамелюки»,
которые, если только это возможно, были хуже своих белых отцов. Это был
разнузданный сброд, но храбрый, дерзкий и предприимчивый, и благодаря
ему Бразилия овладела обширными областями в глубине материка». На
плантациях Сан-Паулу работали обращенные в рабство индейцы-гуарани.
Охотники за рабами, к которым присоединились искатели золота и
драгоценных камней, в короткое время опустошили обширные приморские
области, грабя и убивая индейцев, угоняя работоспособных на плантации.
Прослышав о приближении этих разбойников, индейцы бросали насиженные
места и уходили все дальше на запад от океана, в глубинные районы Южной
Америки. Следуя за ними, шайки паулистов «мамелюков», к которым на
Севере присоединялись выходцы из Баии и Пернамбуку, открыли сверху вниз
все течение (2900 км) реки Сан-Франсиску. Снизу вверх прошел ее долину,
то в лодке, то по берегу, обходя пороги, португальский искатель
Эльдорадо — Ж. Суариш. Охотясь за рабами к западу и северо-западу
от своей области, шайки «мамелюков» открыли севернее реки Тиете «Великую
реку» — Риу -Гранди, которая теперь принимается за главный исток
Параны, а еще севернее — другой ее исток — Паранаибу: сливаясь вместе у
20° ю. ш., они образуют великую реку Парану (4380 км, считая от верховья
Риу-Гранди). От Параны паулисты перешли к Парагваю; на этой реке они
встретились с опасными соперниками-иезуитами. С конца XVI в.
иезуиты, действуя сначала с одобрения испанских властей, двигались в
глубь материка на север от Ла-Платы и основывали миссии на берегах
Уругвая, нижней Параны и Парагвая. Они и здесь мечтали о создании
государства иезуитов, подданными которого были бы индейцы. Поэтому
иезуиты отрицательно относились к массовому истреблению индейцев
паулистами или угону их как рабов на плантации восточной Бразилии: они
надеялись закрепостить индейцев в государстве иезуитов, куда бы не
допускались другие «белые». А паулисты за это ненавидели иезуитов и,
пользуясь своими связями с лиссабонским правительством, в конце концов
добились от него активной поддержки в той ожесточенной вооруженной
борьбе, которую они начали против иезуитских миссий. Наиболее
устойчивыми оказались миссии на нижнем Парагвае с центром в Асунсьоне.
Вооружив обращенных в христианство индейцев-гуарани, объединенные
иезуитские миссии создали свое собственное государство (1610 г.) и
войско, которое в 1641 г. нанесло поражение паулистам, и остановили их
дальнейшее продвижение на запад. В результате это церковное государство,
где верховная власть формально оставалась за испанской короной, а
фактически принадлежала иезуитам, просуществовало еще более 125 лет.
Ликвидировано оно было испанским правительством в 1768 г.
|