6.1. Государственные служащие: понятие, классификация, полномочия и социальные гарантии
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств государственного бюджета соответствующего субъекта РФ.
Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти су&ъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими России.
Законодательство РФ о государственной службе состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются на:
1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие), — государственные должности категории «А».
Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории «А», определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ в порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»;
3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В». Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.
Государственная должность государственной службы — это государственная должность категории «Б» или «В», включенная в Реестр государственных должностей государственной службы РФ, то есть лица, замещающие государственные должности категории «А» по существу не являются государственными служащими и, как следствие, на них не распространяются ограничения и они не несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную федеральным законом для остальных категорий государственных служащих, что противоречит части 2 ст. 15 Конституции РФ, так как обязанности соблюдения Конституции и исполнения законов органами власти и их должностными лицами должны быть гарантированы и обеспечены юридическими мерами ответственности. В Реестр государственных должностей государственной службы РФ включаются государственные должности категорий «Б» и «В», классифицированные по группам (кроме государственных должностей категории «А», которые по закону не являются государственными служащими, что усугубляет проблему обеспечения законности в государственном управлении). и настоящее время необходимо разработать и принять Федеральный закон «Дисциплинарной устав государственных служащих ФОИВ» и «Административный кодекс РФ», который регламентировал бы управленческие отношения в сфере осуществления задач и функций государственного управления. Конституционная основа такой ответственности государственной власти и их должностных лиц закреплена в ст. 53 Конституции РФ.
Реестр государственных должностей государственной службы РФ утверждается указом Президента РФ. Классификация государственных должностей государственной службы
Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:
• высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);
• главные государственные должности государственной службы (4-я группа);
• ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);
• старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);
• младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).
Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:
1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;
2) стажу и опыту работы по специальности;
3) уровню знаний Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
По вопросу, касающемуся квалификационных требований по государственным должностям федеральной государственной службы, см. указ Президента РФ от 30.01.1996 № 123.
Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
1) для высших и главных государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;
2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
3) для младших государственных должностей государственной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
Существуют иные требования к государственным должностям государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов.
Квалификационные разряды государственных служащих. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды.
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом.
Государственным служащим могут быть присвоены, следующие квалификационные разряды:
• действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
• государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
• советник РФ 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
• советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса -государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
• референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.
Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги.
По вопросу, касающемуся порядка присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг, см. указ Президента РФ от, 15.10.1999 № 1371.
Личное дело государственного служащего и реестр государственных служащих.
Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы.
Сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.
Порядок ведения личных дел и реестров государственных служащих осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
По вопросу, касающемуся порядка ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности РФ в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы, см. указ Президента РФ от 01.06.1998 № 640.
Сбор и внесение в личные дело и реестр государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются.
Государственный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социальноэкономических и профессиональных интересов;
12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по 1 вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы. Основные обязанности государственного служащего Государственный служащий обязан:
1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания непосредственных руководителей, отданные в пределах их полномочий, за исключением незаконных;
5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Ограничения, связанные с государственной службой Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного органа Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (на лиц же, замещающих государственные должности категории «А» по существу эти ограничения и специальные требования не распространяются, т.к. они не являются государственными служащими).
Однако в ст. 575 ГК РФ разрешено государственным и муниципальным служащим принятие обычных подарков, стоимостью, не превышающей 5 МРОТ, в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей, при этом возникает правовая коллизия, поскольку в ст. 290 УК РФ не оговорен минимальный размер взятки;
9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
По вопросу, касающемуся представления лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе, см. указ Президента РФ от 15.05.1997 № 484.
Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения, указанные выше, составляют служебную тайну.
Введена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация государственных служащих и специальных государственных служащих (проходящих военную службу).
Государственные служащие органов исполнительной власти, занимающие государственные должности, перечень которых определяется Правительством РФ, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством России.
За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение.
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.
Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.
Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
По вопросу, касающемуся обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, см. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1, в ред. 15.12. 1995 г.
Государственному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; По вопросу, касающемуся государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2001 № 109;
6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.
Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа. По вопросу, касающемуся применения судами РФ законодательства при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16.
При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае не предоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. Пенсионное обеспечение государственного служащего и членов его семьи Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются федеральным законом.
По вопросу, касающемуся порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, см. указ Президента РФ от 16.08.1995 № 854. Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.
До недавнего времени у нас не было законодательно определено понятие государственной службы, так как в это понятие включали всех служащих государственных учреждений и организаций, которые за свою трудовую деятельность по занимаемой должности получали денежное вознаграждение из средств государственного бюджета. С принятием Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.1995 г. в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ «государственный служащий» и «государственная служба» получают законодательное закрепление. Государственная служба Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».
Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А», при этом, как было отмечено выше, лица, занимающие государственные должности категории «А» не признаются законом как государственные служащие и, следовательно, на них не распространяется ограничения и дисциплинарная ответственность, предусмотренная этим законом.
Государственная служба включает в себя:
1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ;
2) государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами, например, Федеральным законом «О Прокуратуре РФ» от 17.12.1992 г. в ред. ФЗ от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ и постановления Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П.
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. Происхождение государственной службы.
Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом для государственных служащих.
Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
6) медицинское заключение о состоянии здоровья;
7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.
В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность государственной службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность государственной службы. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и федеральных законов в интересах граждан России.
Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.
Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:
• на государственные должности государственной службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;
• на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;
• на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием «в отставке».
В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.
Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы (далее — конкурс) обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе.
По вопросу, касающемуся проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, см. указ Президента РФ от 29.04.1996 № 604.
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).
Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию в официальных изданиях соответствующего органа по вопросам государственной службы.
Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
Решение государственной конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.
Другие условия проведения конкурса определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Испытание при замещении государственной должности государственной службы.
Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев.
По вопросу, касающемуся испытаний при назначении на государственную должность федеральной государственной службы в Правительстве РФ, см. постановление Правительства РФ от 05.07.2000 № 490.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается.
При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода уволен.
Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Указом Президента РФ от 09.03.1996 № 353 утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего.
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
2) прекращения гражданства РФ;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных законом.
Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.
Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.
Координация деятельности в процессе решения задач государственной службы, осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
Положение о Совете по вопросам государственной службы при Президенте РФ утв. указом Президента РФ от 01.12.1995 № 1208.
Состав Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ состоит из равного числа представителей Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших органов судебной власти РФ.
Полномочия Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ:
• анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти;
• координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;
• организует совместно с соответствующими государственными органами работу по формированию конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов;
• информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы;
• координирует методическую работу органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государственных органов;
• разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей в РФ и внесению в него изменений; ведет федеральный реестр государственных служащих;
• осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы.
Органы по вопросам государственной службы субъектов РФ создаются в соответствии с законами субъектов РФ. Кадровая служба государственного органа субъекта РФ:
1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы;
2) оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;
3) консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
4) анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих.
К специальным или особым видам федеральной государственной службы относятся: военная служба, служба сотрудников органов внутренних дел и др. Правовые и государственно-служебные отношения регулируются законами и иными подзаконными актами.
Например, военную службу российские граждане проходят в составе Вооруженных Сил и других войсковых подразделениях (пограничных, внутренних, железнодорожные войсках и др.). В ст. 59 Конституции РФ установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; военную службу он несет в соответствии с федеральным законом. Особенности правового статуса военнослужащих определяются возложенными на них специальными обязанностями по вооруженной защите государства в мирное и военное время, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
К статусу военнослужащих относятся: офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту или проходящие ее по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Вопросы военной службы регулируются специальными законами РФ и иными подзаконными нормативными актами.
Вопросы несения государственной службы сотрудников органов внутренних дел имеют свои особенности. Личный состав МВД РФ включает в себя соответствующие штатные должности: лиц рядового и начальствующего состава (сотрудники), военнослужащих внутренних войск и лиц, не имеющих специальных или воинских званий. На военнослужащих внутренних войск МВД РФ распространяется Положение, регламентирующее прохождение службы в Вооруженных Силах, на вольнонаемных (не аттестованных)— общие положения законодательства о труде. Правовые основы государственной службы сотрудников органов внутренних дел составляют Конституция РФ, закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», «Положение о МВД РФ», утвержденное Президентом РФ 18 июля 1996 г. и другими нормативными актами.
Например, в органах внутренних дел сотрудниками считаются лица, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава или в кадрах МВД РФ, которым присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Они имеют специальную форменную одежду, а после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ.
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел определяется Положением о службе в ОВД РФ, утвержденным постановлением ВС РФ № 4202-1 от 23.12.1992 г. в ред. указа Президента РФ от 24.12. 1993 г. № 2288 с измен, внесен. ФЗ от 21.07.1998 г № 117-ФЗ;17.07.1999 г. № 77; 27.12. 2000 г. № 150; 30.12. 2001 г. № 194 и 25.07.2002 г. № 116-ФЗ.
В соответствии с принятым 8 января 1998 г. федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (РГ. 1996. 31 июля), правовое положение муниципальных служащих как субъектов административного права стало более обособленным. В законе определены основные понятия муниципальной службы.
Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности подразделяются на:
• выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
• иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Муниципальная служба в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ.
Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом о муниципальной службе и другими федеральными законами.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Муниципальная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций;
8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
9) внепартийности муниципальной службы.
Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ. Законами субъекта РФ устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов РФ, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта РФ в соответствии с федеральными законами.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ.
Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоупр авления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий религиозных и других общественных объединений.
Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов;
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.
Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения (декларацию) о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.
Виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются Уставом и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.
Муниципальному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.
Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Большое значение имеет принятый 15.10.1999 г. указ Президента РФ № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ».
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», 17 мая 1997 г. № 78-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «Об общественных объединениях» (СЗ РФ от 19 мая 1997, № 20, ст. 2231), Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений — политических партиях, закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21); закон 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СФКЗ и Ф3.1995, выпуск 12) и другими правовыми актами. При этом следует отметить, что действие указанного закона «Об общественных объединениях» распространяется только на общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также некоммерческих союзов (ассоциаций).
Важнейший признак общественного объединения — добровольность формирования. Граждане имеют право создавать по своему усмотрению любые, не запрещенные законом общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоупр авления.
Организованные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица или функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.
Созданное общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовой статус.
Общественные объединения могут создаваться в следующих пяти организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Каждое из названных объединений имеет свои особенности или черты.
1. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица, каждый индивидуальный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Их структурные подразделения имеют право оперативного управления, закрепленным собственником.
2. Общественное движение состоит из участников и не имеет фиксированного членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Выборный коллегиальный орган является постоянно действующим руководящим органом и с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, действует в соответствии с принятым уставом. От имени общественного движения право собственника имущества осуществляет их постоянно действующий руководящий орган, указанный в уставе.
3. Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании общего имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные и благотворительные цели. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и/или участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он свою деятельность осуществляет в порядке, предусмотренным ГК РФ. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляет его постоянный руководящий орган.
4. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение создаваемое с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников учреждения и соответствующим уставным целям этого общественного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. Может создаваться коллегиальный орган, имеющий право совещательного голоса, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.
Собственником имущества является .учредитель, который может передать право оперативного управления имуществом общественному учреждению. Последнее может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.
5. Создание органа общественной самодеятельности преследует цель совместного решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан. В случае государственной регистрации он приобретает права и обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Орган общественной самодеятельности может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества. Все организационно-правовые формы общественных объединений могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.
По территориальной сфере деятельности существует следующие виды общественных объединений: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Законом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
В законе определено, что государство, не вмешивается в деятельность общественных объединений, при этом обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им определенных налоговых льгот.
На съезде (конференции) или общем собрании принимается решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С принятием решения общественное объединение считается созданным. Оно с этого момента осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Полная административная правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствующих органах юстиции. В данном случае ему выдается соответствующее свидетельство. Государственная регистрация общественных объединений — это своеобразная форма государственного контроля за их деятельностью, однако, государство при этом не вмешивается в их деятельность.
Международные и общероссийские общественные объединения регистрируются Министерством юстиции РФ, межрегиональные общественные объединения — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональные и местные общественные объединения регистрируются органами юстиции соответствующих субъектов Федерации.
Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление в регистрируемый орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого; устав общественного объединения в двух экземплярах; выписка из протокола учредительного съезда (конференции), общего собрания, содержащего сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о представлении юридического адреса общественному объединению, протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.
При использовании общественным объединением личного имени или символики, защищенной законодательством России - документы, подтверждающие правомочия на их использование. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав.
Он должен предусматривать: название, цели, организационно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и/или ликвидации объединения. Государственные органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
При этом общественные объединения в силу своей социальной природы не обладают государственно- властными полномочиями, но могут быть наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и могут быть участниками некоторых административно-правовых отношений. При осуществлении уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях, при условии наличия в уставе этого права и если с момента его регистрации исполнилось шесть месяцев.
Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Объем административной правоспособности общественных объединений как юридических лиц может быть различным и зависит от уставных целей общественного объединения.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов общественными объединениями Контроль за соответствием деятельности общественных объединениях их уставным целям осуществляют органы юстиции, которые регистрируют эти общественные объединения. Контролирующий орган вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом юстиции может быть вынесено руководящим органам объединений письменное предупреждение.
За правомерностью их хозяйственно-экономической деятельности осуществляют контроль финансовые органы. Они контролируют источники поступления доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и правильности уплаты налогов.
Имущество общественного объединения формируется на основании вступительных взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований и других не запрещенных законом поступлений.
Административный надзор и специальный контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.
Государством гарантирована защита законных интересов общественным объединениям и гражданам, чьи права оказались нарушенными. Они в соответствии с законом могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы или с заявлениями и жалобами в вышестоящие органы исполнительной власти.
Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и должностными лицами законодательства, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.
Общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
При совершении общественными объединениями, в том числе не зарегистрированными в органах юстиции, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных групп. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
При осуществлении органами исполнительной власти контрольных и надзорных полномочий за деятельностью общественных объединений, а также при рассмотрении жалоб по поводу нарушения прав и законных интересов граждан и общественных объединений возникают самые разнообразные административные правоотношения.
В случае выявления незаконных действий со стороны общественных объединений их деятельность может быть приостановлена на о срок до решения суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) ее субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.
Ликвидация общественного объединения может быть осуществлена по решению съезда (конференции) или общего собрания, или по решению суда. Ликвидация общественного объединения в судебном порядке означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Ликвидация по решению суда в случаях: нарушений требований ст. 16 (перечень запретов на создание общественных объединений);виновных в нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных грубых нарушений закона или иных правовых актов либо осуществление систематической деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ.
Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленном федеральными законами.
Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.
После принятия решения и оставлении его в силе о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, оно (решение) направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения этого объединения из единого государственного реестра юридических лиц.
Субъектами административного права являются также предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, осуществляющие различные виды хозяйственно-экономической, социально-культурной, организационной и иной деятельности по удовлетворению жизненных потребностей населения.
Предприятие создается для производства товаров, продуктов, различных работ и услуг населению. Учреждения реализуют государственные и общественные функции социально-культурного и административно-политического содержания. Основное различие предприятий и учреждений состоит в характере их деятельности, первые связаны с производством, вторые реализуют обслуживающие функции управленческого, социального, культурного, образовательного, научного и другого характера.
В зависимости от форм собственности предприятия являются государственными, муниципальными, общественными, кооперативными, индивидуальными, семейными и смешанных форм собственности. Предприятия могут также классифицироваться по выпускаемой продукции или выполняемым работам. Они могут быть коммерческие или некоммерческие, объединяться в союзы, ассоциации и др.
В свою очередь, учреждения также могут различаться по форме собственности, по характеру выполняемых обслуживающих функций (культурно-просветительные, образовательные, социальной защиты, здравоохранения, научные и др.).
Административно-правовое положение предприятий, учреждений и организаций определяется Конституцией РФ, конституциями республик, уставами субъектов федерации федеральными законами, в первую очередь, ГК РФ, законами субъектов федерации и другими нормативно-правовыми актами. Предприятия, учреждения и организации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с реализацией своих прав, обязанностей и законных интересов в сфере своей деятельности.
Нормы административного права регламентируют правовой статус этих субъектов права независимо от форм их собственности (11, с. 128).
Это относится к регулированию отношений, возникающих у предприятий, учреждений и организаций:
• с органами исполнительной власти, государственного управления;
• при государственной регистрации или отказе в регистрации;
• по ведению бухгалтерского учета;
• по выполнению требований государственной статистической отчетности.
Предприятия, учреждения, организации и иные юридические лица как субъекты административного права обязаны соблюдать: все правила и нормы пожарной безопасности, налоговое законодательство, экологическое, антимонопольное, санитарно-гигиенические нормы и правила, сертификации и качества выпускаемых товаров и продуктов, безопасности ведения работ и др.
Специальные органы исполнительной власти осуществляют административный надзор за точным исполнением норм и правил всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Однако административно-правовое положение субъектов государственной формы собственности отличается от негосударственных тем, что первые образуются и ликвидируются государственными органами власти. Они же утверждают устав и назначают руководителей, контролируют их деятельность, определяют заказы, если собственность передана на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Это дает больше возможностей в организации производства продукции и ее реализации.
Административно-правовое положение муниципальных предприятий, учреждений и организаций аналогично государственной форме собственности.
Негосударственные предприятия, учреждения и организации свободны в организации своей деятельности и реализации продукции, то есть законом запрещено какое-либо вмешательство государственных органов власти и органов местного самоуправления в их хозяйственную деятельность. Им гарантирована государством защита со стороны правоохранительных органов.
Однако негосударственные предприятия, учреждения и организации в случаях нарушения законодательства несут административную ответственность как юридические лица.
Служащие негосударственных предприятий, учреждений и организаций являются субъектами административного права. За совершение административных правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях. Должностные лица в соответствии с административным законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, влекущих нарушение административных норм и правил, привлекаются к специальной административной ответственности.
Вопросы для самоподготовки и контроля
1. Понятие государственных служащих их классификация.
2. Полномочия и социальные гарантии государственных служащих.
3. Понятие, принципы и прохождение государственной службы.
4. Административно-правовой статус муниципальных служащих.
5. Прохождение муниципальной службы.
6. Административно-правовой общественных и иные негосударственные объединений и их служащих.
7. Организационно-правовые формы общественных объединений.