1. Реорганизация кооператива
Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются Федеральным Законом “О сельскохозяйственной кооперации” от 15 ноября 1995 г. с последующими изменениями, ГК РФ и земельным законодательством.
Вопросы о реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов относит к себе гл. 8 ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Реорганизация кооператива – это прекращение деятельности кооператива с переходом его прав и обязанностей к вновь создаваемому юридическому лицу.
Реорганизация кооператива как юридического лица – это проведенное в соответствии с законодательством изменение его правового статуса. В п. 1 ст. 41 Закона “О сельскохозяйственной кооперации” говорится о том, что реорганизация кооператива осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Основу законодательного регулирования реорганизации юридических лиц России составляет ГК РФ (ст. 57). Согласно данной статье ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Органом, уполномоченным принять решение о реорганизации кооператива, является общее собрание членов кооператива.
В ГК РФ предусмотрено, что реорганизация сельскохозяйственного кооператива может проходить в различных формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Кооператив, проводя реорганизацию любым из перечисленных способов (кроме преобразования, где это неизбежно), может создать или не создавать иную организационно-правовую форму. При этом кооператив может выбрать любую из форм, предусмотренных гражданским законодательством.
При реорганизации могут быть образованы хозяйственные организации, которые не являются юридическими лицами (например, крестьянские хозяйства).
После реорганизации все права и обязанности кооператива переходят новому субъекту (или субъектам), которые будут являться его правопреемниками.
При реорганизации путем слияния кооператив объединяется с иными субъектами и образуется новая организация. В случае присоединения новая хозяйственная организация не образуется, а один или несколько субъектов входят в состав (“поглощаются”) иного, продолжающего существовать юридического лица (или иного образования).
Имущество, обязательства и права прежних, вошедших в его состав организаций переходят к нему как правопреемнику. “Присоединившиеся” юридические лица и организации без образования юридического лица прекращают существование.
В результате разделения кооператив прекращает существование, а на основе его имущества возникает несколько новых образований – его правопреемников. Выделение – это процедура, в ходе которой на основе части имущества прежнего юридического лица образуется новое юридическое лицо (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).
Права и обязанности в данном случае переходят юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ). В некоторых случаях реорганизация кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению суда.
Члены реорганизуемого кооператива становятся членами вновь образуемых кооперативов. Преобразование, как уже говорилось, – это изменение организационно-правовой формы юридического лица.
К реорганизации, в соответствии с ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации”, относится преобразование кооператива в иную форму, предусмотренную ГК РФ, а также преобразование производственного кооператива в потребительский или наоборот.
Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Сельскохозяйственные организации могут быть преобразованы в кооперативы. Производственные кооперативы по единогласному решению их членов могут преобразовываться в хозяйственные товарищества или общества (ч. 2 ст. 112 ГК РФ). При реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам на основании передаточного акта и разделительного баланса.
Пункт 2 ст. 41 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” звучит несколько иначе, чем п. 2 ст. 57 ГК РФ, определяющий аналогичную возможность реорганизации юридического лица путем разделения или выделения на основе его имущества нескольких юридических лиц.
Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” предусматривает в данном случае проведение упомянутых процедур только по решению суда и ничего не говорит об осуществлении разделения или выделения юридических лиц из реорганизуемого кооператива на основании решения уполномоченного государственного органа в соответствии с ГК РФ. Однако ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации” не устанавливает такой возможности, а также не указывает, какие государственные органы могли бы быть на это уполномочены.
Поэтому реорганизация кооператива на основании решения государственного органа власти не представляется возможной. Изменения в устав реорганизуемого кооператива вносятся в порядке, предусмотренном ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”. Уставы вновь образуемых организаций утверждаются и регистрируются в соответствии с ГК РФ и законодательством о соответствующей организации.
Вслед за ГК РФ (ст. 59) ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” устанавливает необходимость закрепления всех положений о правопреемстве при реорганизации кооператива в передаточном акте и разделительном балансе, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и с учетом положений ст. 10 ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации.
По сравнению с п. 2 ст. 59 ГК РФ п. 6 ст. 41 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” принципиально по-иному относится к невозможности определить правопреемника по разделительному балансу. ГК РФ в данном случае отказывает в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” менее категоричен и возлагает на возникшие юридические лица и крестьянские хозяйства солидарную ответственность по обязательствам, если правопреемник не определен.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного кооператива, вновь возникшие юридические лица и крестьянские (фермерские) хозяйства несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного кооператива перед его кредиторами (ч. 6 ст. 41 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Подобное противоречие норм вносит трудности в их применение. По сложившемуся мнению, регистрация разделительного баланса без определения правопреемства по всем обязательствам в любом случае не должна иметь место, так как в результате могут быть существенно ущемлены права кредиторов.
Поэтому уполномоченному государственному органу не следует регистрировать документы при реорганизации кооператива без определения правопреемников, но при этом он должен предложить в соответствии со ст. 41 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” закрепить в разделительном балансе положение о солидарной ответственности образуемых организаций. И после выполнения этого условия приступить к регистрации.
Пункт 7 ст. 41 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” не предусматривает всех возможных вариантов преобразования кооператива, поскольку п. 8 данной статьи предполагает, что производственные кооперативы могут преобразовываться не только в иные кооперативы, но и в хозяйственные товарищества и общества.
При реорганизации кооператива в форме присоединения к нему другого юридического лица, в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ, кооператив считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ликвидация кооператива – прекращение деятельности кооператива без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам – осуществляется так же, как ликвидация любого юридического лица, предусмотренная гражданским законодательством (ст. 61 ГК РФ). То же можно сказать и об основаниях ликвидации кооператива, перечисленных в п. 2 ст. 42 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Сельскохозяйственный кооператив может быть ликвидирован в некоторых случаях:
1) по решению общего собрания, в том числе в связи с истечением срока, на который создан кооператив, с достижением цели, ради которой он создан, или с признанием судом недействительной регистрации кооператива в связи с допущенными при его создании нарушениями ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации”, иных законов или правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, иных законов или правовых актов;
3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом;
4) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Нарушением законодательства о создании кооператива, которое может повлечь за собой его ликвидацию, является несоблюдение требований гл. 2 “Образование кооператива” ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” и другого законодательства, регулирующего создание юридических лиц. Кроме того, не должны быть нарушены принципы создания и функционирования кооператива, изложенные в ст. 2 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ на основании объявления организации банкротом может быть ликвидирован не только производственный кооператив как коммерческая организация, но и потребительский кооператив.
Основные правила объявления юридического лица банкротом предусмотрены ст. 65 ГК РФ, а Закон “О несостоятельности (банкротстве)” предприятий подробно отрегулировал основные вопросы признания организации банкротом.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Требование о ликвидации кооператива по основаниям, указанным в п. 2 ст. 42 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.
Основания для признания судом кооператива банкротом либо для объявления кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого кооператива устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций. В случае возникновения установленных законодательством признаков несостоятельности (банкротства) кооператива правление кооператива обязано (ч. 5 ст. 42 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”):
1) направить запрос о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива в аудиторский союз, членом которого является кооператив;
2) ознакомить наблюдательный совет кооператива с заключением аудиторского союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива;
3) разработать план мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кооператива.
В случае принятия правлением кооператива и наблюдательным советом кооператива решения о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением должника о признании кооператива банкротом или в случае обращения конкурсного кредитора или уполномоченных органов в арбитражный суд с заявлением о признании кооператива банкротом наблюдательный совет кооператива или правление кооператива обязаны созвать общее собрание членов кооператива, на котором обязаны (ч. 6 ст. 42 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”):
1) ознакомить членов кооператива и имеющих право голоса ассоциированных членов кооператива с заключением аудиторского союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива и о причинах, которые привели кооператив к банкротству;
2) избрать представителя членов кооператива при проведении процедуры банкротства кооператива;
3) принять план мероприятий по защите законных интересов членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и работников кооператива.
Процесс ликвидации любого юридического лица принято делить на несколько этапов. Первый этап – это установление сроков, в течение которых юридическому лицу могут быть предъявлены претензии; второй – это принятие мер по взысканию дебиторской задолженности юридическому лицу и выявление всех претензий кредиторов.
Перечисленные процедуры составили содержание ст. 43 и 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”. Порядок ликвидации кооператива регулируется ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Правление кооператива по поручению общего собрания членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом органу, который осуществляет государственную регистрацию и который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Далее общее собрание членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и в соответствии с законодательством устанавливают порядок и сроки ликвидации данного кооператива.
По ходатайству общего собрания членов кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации данного кооператива (п. 2 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде (п. 3 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива (п. 4 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива (п. 5 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения (п. 6 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с аудиторским союзом (п. 7 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
После принятия решения о ликвидации кооператива члены кооператива, не внесшие полностью свои обязательные паевые взносы, обязаны выплатить их в сроки, определенные общим собранием членов кооператива. При составлении ликвидационного баланса указанные паевые взносы учитываются как полностью выплаченные (п. 8 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Соотношение ответственности кооператива и членов кооператива по его обязательствам в период ликвидации решено Законом “О сельскохозяйственной кооперации” в нескольких направлениях:
1) требование внесения членами кооператива обязательных взносов полностью в сроки, определенные решением общего собрания (п. 8 ст. 43 Закона “О сельскохозяйственной кооперации”);
2) общее собрание членов кооператива вправе обязать членов кооператива внести дополнительные взносы, но только в случае, если имущества и средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.
Первое соответствует обязанности члена кооператива выплатить обязательный пай и таким образом восполнить недостающую часть имущества кооператива. Второе следует отличать от права члена кооператива внести дополнительный взнос в период создания и деятельности кооператива. В данном случае это внесение дополнительного взноса в порядке субсидиарной ответственности (об этом говорит ст. 37 и п. 4 ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Целью внесения данного дополнительного взноса является не получение дохода, а удовлетворение требований кредиторов. Поэтому на данный вид дополнительных взносов не распространяется общий принцип добровольности их внесения, установленный ст. 1 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
В то же время, по смыслу ст. 37 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, члены потребительского кооператива обязаны вносить дополнительные взносы в случае субсидиарной ответственности по долгам кооператива данного вида и в период его деятельности, тогда как членами производственного кооператива установленные комментируемой статьей дополнительные взносы должны быть внесены в связи с единственным событием – ликвидацией кооператива.
В иных случаях, когда у производственного кооператива возникают трудности с возвратом долга, данная форма пополнения имущества кооператива неприменима без добровольного согласия членов кооператива.
Размер субсидиарной ответственности членов кооператива имеет известный предел, определяемый уставом кооператива (ст. 1, 37 и другие статьи ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
В случае, если имущества и средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов, члены кооператива обязаны внести дополнительные взносы в размерах, предусмотренных уставом кооператива.
Дополнительных взносов определяются пропорционально обязательному паевому взносу либо в ином порядке, предусмотренном уставом кооператива (п. 9 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 10 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” возможность увеличения дополнительного взноса и субсидиарной ответственности в связи с ликвидацией кооператива также имеет предел. Она ограничена датой начала ликвидации кооператива (п. 10 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”), т. е. датой принятия решения о его ликвидации соответствующим органом или общим собранием членов кооператива. С наступлением периода ликвидации увеличение размера взносов запрещено ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 11 ст. 43 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Окончание ликвидации кооператива регулируется ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”. Ликвидационной комиссией (ликвидатором) производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
На основании ст. 64 ГК РФ ликвидируемый кооператив должен произвести денежные выплаты в следующей очередности:
1) удовлетворение требований граждан, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого кооператива;
4) погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с аудиторским союзом, в который входит ликвидируемый кооператив.
Установленные ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” этапы ликвидации кооператива практически полностью соответствуют порядку, определенному ГК РФ. Исключением является то, что ликвидационный баланс согласуется не только с органом, осуществляющим государственную регистрацию кооператива, но и с ревизионным союзом в соответствии с его полномочиями (ст. 31 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
При ликвидации кооператива имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива иным сельскохозяйственным организациям в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними.
При этом в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива (п. 4 ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
ГК РФ (ст. 63) не детализирует очередности передачи имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Он устанавливает положение, в соответствии с которым имущество передается учредителям (участникам) юридического лица.
Пункт 4 ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” вводит подобную очередность, предоставляя преимущество ассоциированным членам. При распределении имущества между членами кооператива сначала возмещается стоимость дополнительных взносов, а затем обязательных.
Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив – ликвидированным после внесения записи о ликвидации данного кооператива в единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе (п. 5 ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
ГК РФ также не определяется судьба документов кооператива после его ликвидации. ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” предусматривает для сельскохозяйственных кооперативов передачу документации в государственный архив. Как говорится в п. 6 ст. 44 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив, который обязан допускать для ознакомления с указанными материалами членов и ассоциированных членов ликвидируемого кооператива и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.