Статья 19 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” посвящена структуре органов управления кооперативом.
Управление кооперативом осуществляют:
1) общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных);
2) правление кооператива;
3) наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.
Полномочия, структура органов управления кооперативом, порядок избрания и отзыва членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, а также порядок созыва и проведения общего собрания членов кооператива либо собрания уполномоченных устанавливаются в соответствии с ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” уставом кооператива. Таким образом, приводимый в статье перечень органов, которые осуществляют управление кооперативом, не является исчерпывающим; он включает лишь основные органы.
Высший орган управления кооператива любого вида, в том числе всех сельскохозяйственных кооперативов, – это общее собрание или собрание уполномоченных; без него невозможны функционирование кооператива, кооперативная демократия.
Исполнительный орган – правление кооператива, но его создание не является безусловно обязательным: согласно ст. 26 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” в сельскохозяйственных кооперативах может избираться вместо правления председатель кооператива (что особенно актуально для мелких кооперативов, с численностью членов менее десяти).
А в ст. 17 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” предусмотрено, что правление избирается в кооперативе с числом членов более десяти.
Функции контрольного органа в сельскохозяйственных кооперативах исполняет наблюдательный совет.
В потребительских сельскохозяйственных кооперативах он создается в обязательном порядке. Является ли формирование наблюдательного совета обязательным для производственных кооперативов с числом более 50, из текста статьи недостаточно ясно.
В п. 1 ст. 19 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” зафиксировано, что наблюдательный совет кооператива создается в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.
Такую формулировку следует применять и по отношению к сельскохозяйственным производственным кооперативам.
В сельскохозяйственных кооперативах могут быть образованы и иные органы управления, не указанные в ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Например, несмотря на то, что ревизионная деятельность по ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” осуществляется ревизионными союзами, обслуживающими несколько кооперативов, сельскохозяйственный кооператив, на наш взгляд, имеет право избирать также собственную ревизионную комиссию или ревизора.
Это касается, в первую очередь, производственных кооперативов, поскольку получилось, что мелкие производственные кооперативы (менее 50 членов), не создающие в соответствии с данным Законом наблюдательных советов, остались без собственных контрольно-ревизионных органов.
Кроме того, наличие ревизионной комиссии предусматривалось Примерным уставом колхоза, поэтому такие комиссии сохранились в производственных кооперативах действующих в форме колхоза. Наконец, избрание ревизионного союза (ст. 31 ФЗ О сельскохозяйственной кооперации”).
ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” устанавливает основные предписания относительно полномочий органов управления кооперативом, порядка их избрания и деятельности. Ими должны руководствоваться конкретные сельскохозяйственные кооперативы при разработке своих уставов.
При этом ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” по многим вопросам прямо отсылает к уставам кооперативов, например, в п. 2 ст. 20 (установление кворума для принятия решения по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции общего собрания); п. 1 ст. 29 (порядок принятия решений наблюдательным советом) и т. д.
2. Полномочия общего собрания кооператива
Полномочия общего собрания кооператива устанавливаются ст. 20 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”. Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе отменять или подтверждать решения правления кооператива и наблюдательного совета кооператива.
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам:
1) утверждение устава кооператива, внесение изменений и дополнений к нему;
2) выборы членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий;
3) утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса;
4) установление размера паевых взносов и других платежей и порядка их внесения членами кооператива;
5) порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива;
6) отчуждение земли и основных фондов кооператива, их приобретение;
7) определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования;
8) вступление кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации, а также выход из них;
9) порядок предоставления кредитов членам кооператива и установление размеров этих кредитов;
10) создание и ликвидация представительств и филиалов кооператива;
11) реорганизация и ликвидация кооператива;
12) прием и исключение членов кооператива (для производственного кооператива), другие вопросы, отнесенные ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива.
Принимая решение по одному из вопросов, относящихся к исключительной компетенции, общее собрание должно соблюдать установленные правила и руководствоваться нормами данного и иных законов, предусматривающих порядок внесения изменений в устав, избрания и изменения состава правления и других органов управления кооператива (ст. 26 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”), распоряжения определенными видами имущества, другими нормами.
В соответствии с общими принципами кооперации каждый член кооператива вне зависимости от величины паевого взноса имеет один голос. Для того чтобы решение общего собрания кооператива вступило в силу, общее собрание должно соблюдать нормативно установленный порядок принятия решений. Основные нормы, регулирующие данный порядок, содержатся в ст. 24 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” и др.
Решение по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, считается принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети голосов от числа присутствующих на общем собрании членов кооператива.
Уставом кооператива может быть предусмотрен более высокий кворум для принятия решения по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива.
Уведомление о предстоящем рассмотрении вопроса, относящегося к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, в обязательном порядке направляется всем членам кооператива, имеющим право участия в голосовании по данному вопросу. При нарушении указанного требования решение общего собрания членов кооператива считается неправомерным.
В кооперативе, в котором число членов превышает 200 членов, общее собрание членов кооператива в соответствии с уставом кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.
Число уполномоченных устанавливается исходя из числа членов кооператива на конец финансового года. Установленные ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” и уставом кооператива положения об общем собрании действительны и в отношении собрания уполномоченных.
Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием в соответствии с уставом кооператива, в котором устанавливаются:
1) число членов кооператива, от которых избирается один уполномоченный;
2) срок полномочий указанных лиц;
3) порядок их избрания.
Проведение крупными кооперативами общего собрания членов кооператива в форме собрания уполномоченных допустимо, но не обязательно.
Федеральный Закон “О сельскохозяйственной кооперации” не упоминает о собраниях уполномоченных. Следовательно, эта форма проведения общего собрания является специфической для сельского хозяйства и связана, в частности, с территориальной удаленностью производственных подразделений и сельских населенных пунктов друг от друга, трудностями с транспортом и связью.
Возможность созыва собрания уполномоченных предусматривалась прежде и в колхозах. Если в кооперативе учреждается собрание уполномоченных, об этом должна быть сделана запись в уставе.
Кроме сведений, перечисленных в п. 4 ст. 23 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, устав должен содержать ответы на следующие вопросы: является ли собрание уполномоченных высшим органом управления кооператива вместо общего собрания или оно действует наряду с общим собранием; полностью ли совпадает компетенция общего собрания и собрания уполномоченных, и если нет, то решение каких вопросов является исключительной прерогативой общего собрания.
Наиболее соответствующим принципам кооперативной демократии будет порядок, при котором уполномоченных избирают на каждое собрание, или, по крайней мере, на срок не более 1 года. Уполномоченные не могут передавать свои полномочия другим членам кооператива.
Правление кооператива является исполнительным органом кооператива, осуществляющим текущее руководство его деятельностью и представляющим кооператив в хозяйственных и иных отношениях.
Правление кооператива подотчетно наблюдательному совету кооператива и общему собранию членов кооператива.
Закон подробно не останавливается на тех полномочиях, которыми общее собрание членов кооператива обязано наделить правление. Специально выделены лишь два таких полномочия: осуществление текущего руководства деятельностью кооператива и представление кооператива в хозяйственных и иных отношениях.
Однако утверждение ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” и иным законодательством норм, регулирующих порядок организации кооператива и его деятельности, реорганизации и ликвидации кооператива, естественным образом предполагает, что определенные действия, изменяющие правовое положение кооператива, его имущества, руководства и координацию хозяйственной деятельности, осуществляются от имени кооператива его органами управления.
Соответственно реализация большинства действий процедурного характера ложится на правление кооператива или его председателя. Это прежде всего реализация решений общего собрания членов кооператива, организация делопроизводства, организация подготовки годового отчета, наем работников кооператива.
Это может быть также представительство кооператива в государственных и судебных органах, заключение от его имени сделок в порядке, предусмотренном законодательством и уставом.
В дополнение можно привести еще более обширный перечень разноплановых обязанностей правления кооператива. Однако ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” устанавливает в ст. 11, что компетенция правления кооператива утверждается и закрепляется уставом кооператива, а значит, в каждом конкретном случае перечень полномочий будет ограничен и зависит от вида и специализации кооператива.
Правление кооператива избирается общим собранием членов кооператива на срок не более двух финансовых лет и состоит не менее чем из трех членов. Члены правления кооператива должны быть членами кооператива.
Полномочия правления кооператива прекращаются по истечении срока, после чего общее собрание должно переизбрать состав этого исполнительного органа.
Полномочия каждого из членов правления кооператива прекращаются в связи с прекращением полномочий всего состава правления, а также в случае отстранения члена правления от исполнения обязанностей по решению общего собрания кооператива (п. 6 ст. 26 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”).
Требование, чтобы членами правления кооператива могли быть только члены кооператива, соответствует общему принципу, не допускающему вмешательства посторонних лиц в деятельность и тем более в управление кооперативом.
Закон не устанавливает конкретного ограничения в отношении избрания в члены правления ассоциированных членов. Однако данный орган управления вряд ли можно будет назвать полноценно действующим, если в его состав будут входить члены, лишенные права голоса по большинству вопросов деятельности кооператива, а именно такими являются ассоциированные члены в соответствии с ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
Пункт 4 ст. 26 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” устанавливает сочетание единоличной ответственности членов правления за выполнение закрепленных за ними обязанностей с общей ответственностью правления кооператива за решения, принятые коллегиально.
Иными словами, член правления самостоятельно принимает решения и несет ответственность за выполнение тех обязанностей, которые за ним закреплены в соответствии с данной статьей и уставом кооператива, а за решения, принятые правлением кооператива коллегиально, несут ответственность все члены правления.
Данная статья предусматривает также, что в уставе в обязательном порядке определяется размер суммы хозяйственных операций, свыше которого должно быть принято совместное решение всех членов правления. Изменение этого размера должно происходить в порядке, предусмотренном для внесения изменений в устав кооператива.
Полномочия органа, названного п. 5 ст. 26 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” исполнительной дирекцией, не нашли отражения в отдельной статье гл. 5 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
По смыслу, этот орган должно избрать общее собрание членов кооператива, поскольку именно на него возлагаются обязанности по избранию исполнительных органов, а также утверждение устава кооператива, в который должен быть внесен соответствующий пункт об избрании исполнительной дирекции.
На дирекцию возлагаются обязанности в соответствии с уставом кооператива.
В том числе это может быть и обязанность по приему на работу в кооператив на основе трудового договора. Член правления кооператива наряду с начислениями на паевые и дополнительные взносы получает вознаграждение за работу в качестве члена правления.
Размер вознаграждения (оплаты труда) определяется и пересматривается общим собранием членов кооператива.
В сельскохозяйственном кооперативе, в том числе производственном, может быть либо правление, либо председатель кооператива, т. е. вместо правления может избираться председатель кооператива.
При этом Закон прямо не запрещает избирать и председателя кооператива, и правление, поэтому те кооперативы, которые предполагают иметь и председателя, и правление, должны предусмотреть такую возможность в своем уставе.
В случае избрания председателя вместо правления кооператива, на него возлагаются все те полномочия, которые могут быть возложены на правление. Закон допускает предоставление кооперативом генеральных полномочий, т. е. полномочий выступать от имени кооператива без оформления доверенности одному или нескольким членам правления кооператива.
Члены правления кооператива подписывают официальные документы кооператива посредством присоединения своей подписи к наименованию кооператива.
Для подтверждения полномочий членов правления кооператива достаточно представления справки органа, осуществившего государственную регистрацию кооператива.
Правление кооператива управляет кооперативом под свою ответственность.
При этом оно должно соблюдать ограничения, установленные ФЗ“О сельскохозяйственной кооперации”.
Несмотря на то, что ст. 28 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” называется “Ответственность председателя кооператива и членов правления кооператива”, следует отметить, что речь в ней идет лишь об имущественной (гражданско-правовой) ответственности.
Но юридическая ответственность, кроме имущественной, бывает разных видов, и каждый из них применим к членам правления кооператива, совершившим соответствующее правонарушение.
Дисциплинарная ответственность в соответствии с уставом данного кооператива наступает для члена его правления в случае недобросовестного исполнения им своих обязанностей в виде вывода из состава правления, наложения взысканий, предусмотренных уставом, вплоть до исключения из кооператива.
К административной ответственности – например, к штрафу, налагаемому соответствующими государственными инспекциями, члены правления могут быть привлечены за нарушение земельного, экологического, санитарного и другого законодательства. Если их действия содержат состав преступления – например, совершено хищение кооперативного имущества, – виновные члены правления привлекаются к уголовной ответственности.
Наложение любого из перечисленных видов взысканий на члена правления не исключает возможности предъявления ему одновременно гражданско-правового иска возмещения сельскохозяйственному кооперативу причиненного ущерба. Члены правления кооператива должны действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно.
Они должны принимать меры по охране конфиденциальности информации, составляющей служебную и (или) коммерческую тайну, которая стала им известна в связи с осуществлением их полномочий.
Убытки, причиненные кооперативу вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей членами правления кооператива, подлежат возмещению ими кооперативу на основании судебного решения.
Если вследствие недобросовестной деятельности правления кооперативу причинены убытки, то сам кооператив решением общего собрания не может постановить взыскать с членов правления сумму материального ущерба. Для этого необходимо обратиться в суд, который установит обоснованность заявленных претензий.
При этом виновники вреда несут солидарную ответственность. Солидарная ответственность означает в данном случае, что сельскохозяйственный кооператив вправе требовать взыскания ущерба как от всех виновников вреда (должников) совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части суммы, подлежащей взысканию.
Если кооператив не получил причитающейся суммы от одного из солидарных должников, то он имеет право требовать недополученное от остальных.
Причем солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока сумма не будет выплачена полностью.
И наоборот, исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от всяких выплат.
При этом должник, исполнивший солидарную обязанность, может предъявить регрессные (т. е. обратные) требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
Член правления кооператива обязан в установленном законом порядке возместить убытки, причиненные им кооперативу, в случаях, если в нарушение ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” или устава кооператив:
1) погашаются полностью или частично паевые взносы, выплачиваются дивиденды или кооперативные выплаты;
2) передается или продается имущество кооператива;
3) производятся кооперативные выплаты после наступления неплатежеспособности кооператива либо после объявления о его несостоятельности (банкротстве);
4) предоставляется кредит.
В понятие убытков по гражданскому праву входит как реальный ущерб, так и упущенная выгода. Согласно ст. 15 ГК РФ, убытки – это расходы, которые лицо, чье право нарушено (в данном случае – сельскохозяйственный кооператив), произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества; упущенная выгода – это неполученные доходы, которые кооператив получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Анализ установленного п. 3 ст. 28 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” перечня случаев возмещения убытков приводит к выводу о том, что все они связаны с причинением реального ущерба и не касаются упущенной выгоды. По нормам гражданского законодательства (п. 1 ст. 1064 ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, наличие вины членов правления кооператива в возникновении ущерба кооперативу – необходимое условие их ответственности.
Члены правления кооператива не возмещают кооперативу убытки, если их действия основываются на решении общего собрания.
Члены правления кооператива не освобождаются от обязанности возместить причиненные ими убытки кооперативу в результате совершения действий, предусмотренных п. 4 ст. 28 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, если указанные действия были совершены с одобрения общего собрания.
В то же время члены правления не освобождаются от ответственности, если их действия совершены с одобрения наблюдательного совета. Но это не означает, что члены наблюдательного совета, одобрившие противоправные действия, сами никакой ответственности не несут.
Они могут быть привлечены к солидарному возмещению вреда вместе с членами правления.
Полномочия наблюдательного совета кооператива закреплены в ст. 30 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”. Наблюдательный совет кооператива осуществляет контроль за деятельностью правления кооператива. Наблюдательный совет кооператива вправе потребовать от правления отчет о его деятельности, а также ознакомиться с документацией кооператива, проверить состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, провести инвентаризацию и другое.
Наблюдательный совет кооператива обязан проверять бухгалтерский баланс, годовой отчет, давать заключения по предложениям о распределении годовых доходов кооператива и о мерах по покрытию годового дефицита. О результатах проверки наблюдательный совет кооператива обязан доложить общему собранию членов кооператива до утверждения бухгалтерского баланса. Наблюдательный совет кооператива дает заключения по заявлениям с просьбами о приеме в члены кооператива и о выходе из членов кооператива. Наблюдательный совет кооператива созывает общее собрание членов кооператива, если это необходимо в интересах кооператива.
Председатель наблюдательного совета кооператива выполняет обязанности председателя при проведении заседаний общих собраний членов кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Уставом кооператива могут быть предусмотрены и иные полномочия членов наблюдательного совета кооператива.
Члены наблюдательного совета кооператива не вправе передавать свои полномочия другим лицам. Наблюдательный совет кооператива представляет кооператив в случае, если кооперативом предъявлено исковое заявление к членам правления кооператива в соответствии с решением общего собрания членов кооператива.
Согласие наблюдательного совета кооператива необходимо в случае предоставления кредита члену правления кооператива, а также в случае, если член правления кооператива выступает в качестве поручителя при предоставлении кредита члену кооператива. В случае предъявления исковых требований к членам наблюдательного совета кооператив представляют уполномоченные на то лица, избранные общим собранием членов кооператива.
Наблюдательный совет кооператива вправе временно, до решения общего собрания членов кооператива, которое должно быть созвано в возможно короткий срок, приостановить полномочия членов правления кооператива и принять на себя осуществление их полномочий. В отношении членов наблюдательного совета кооператива действуют положения ст. 28 ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” об ответственности членов правления кооператива.