НАУКА
И
ЖИЗНЬ
Пятница, 17.05.2024, 07:08



ХРОНОГРАФ                                    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

ДРУЗЬЯ САЙТА
ЗНЦИКЛОПЕДИЯ ЗНАНИЙ

счетчик посещений


Лайнер Вильгельм Густлоф

25.03.2017, 06:47
Заложен 5 мая 1937 года на верфи "Блум унд Фосс" В Гамбурге. Лайнер построен для отдыха членов организации "Сила через радость" (Kraft durch Freude) Германского Трудового Фронта (Deutche Arbeitsfront).

Водоизмещение 25.484 брт. Длина 208,5 м. Ширина 23,5 м . Высота надводного борта 17,3 м. Полная высота "от киля до клотика" 58 м. Осадка 7 м. Четыре восьмицилиндровых двухтактных дизеля суммарной мощностью 9.500 л.с. сообщали лайнеру скорость 15,5 узлов. Теплоход был расчитан на перевозку 1.463 человек при 417 членов экипажа.

В марте 1938 года "Вильгельм Густлов" впервые вышел в круизное плавание. До начала Второй Мировой войны судно успело совершить 44 рейса , в которых перевезено 65 тыс. человек.

В конце августа 1939 года лайнер переведен в Германию из очередного рейса, а уже 1 сентября 1939 года "Вильгельм Густлов" был зачислен в списки вспомогательных судов Кригсмарине в качестве госпитального судна. В этом качестве судно прослужило до 20 ноября 1940 года. За это время на "Вильгельме Густлове" прошли лечение около 7.000 человек, а около 2.000 человек были на его борту доставлены в Германию. Затем "Гуслов" был переоборудован в плавказарму в Готенхафене. Теперь на его борту базировался 2 Батальон 2 Учебной Дивизии подводного плавания (2.U-boote Lehrdivision).

В конце войны "Вильгельм Густлов" дважды (19 октября 1943 и 18 декабря 1944), чуть не стал жертвой авиации союзников, бомбивших базу.

В 14.30 (время московское) 30 января 1945, когда советские танки вышли к Балтийскому морю в районе Эльбинга, "Вильгельм Густлов" (капитан Фридрих Петерсен) покинул рейд косы Хель. На его борту находилось около 6.000 человек, в том числе 918 офицеров и матросов 2 Батальона 2 Учебного Дивизиона подплава (кмандир корветенкапитан Вильгельм Цан),373 женщин-военнослужащих вспомогательной службы ВМФ, 162 раненных военнослужащих вермахта, 173 члена экипажа судна. Остальные на борту лайнера — беженцы, уходившие от наступавшей Красной Армии.

В 23.08 (время московское) 30 января 1945 года в районе банки Штольпе в лайнер попали четыре торпеды с советской подводной лодки "С-13" под командованием капитан 3 ранга Маринеско А.И. Одна из торпед попала в самый центр судна — в машинное отделение, выведя из строя все четыре дизеля, оставив лайнер без хода и электроэнергии. Бортовая радиостанция не работала, поэтому сигнал бедствия подали корабли экскорта. Борьба за живучесть не велась, так как она была бесполезной. Через 40 минут после попадания торпед крен "Вильгельма Густлова" достиг 22 градуса и в 00.10 (время московское) 31 января 1945 года лайнер затонул.

Экскортирующий "Вильгельм Густлов" миноносец "Лёве" и подоспевшие к месту катастрофы пароходы "Геттинген" и "Гётенланд", тральщики "М-341", "М-375", "М-387", миноносец "Т-36" и торпедолов "ТF-19" подобрали из воды 1.252 человека, 36 из которых умерли от переохлаждения на борту у спасателей.

Из пассажиров "Вильгельма Густлова" в эту роковую ночь погибло 406 моряков-подводников, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа и около 4.500 раненных и беженцев.

Гибель «Вильгельма»

Верховный Главнокомандующий Советских Вооруженных Сил 6 января 1945 года получил паническую телеграмму от премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: “Лично и строго секретно. От Черчилля маршалу Сталину. На западе идут тяжелые бои Вы сами знаете, насколько тревожным является положение, когда приходится защищать очень широкий фронт после временной потери инициативы Я буду благодарен, если Вы сообщите мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых Вы, возможно, пожелаете упомянуть. Я никому не буду передавать этой весьма секретной информации, за исключением фельдмаршала Брука и генерала Эйзенхауэра
Я считаю дело срочным”.

На следующий день Черчиллю поступило ответное послание:
“Мы готовимся к наступлению, но погода сейчас не благоприятствует нашему наступлению. Однако, учитывая положение наших союзников на западном фронте, Ставка Верховного Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкое наступление по всему Центральному фронту не позднее второй половины января”.

Уже 13 января 1945 года наша армия поспешила на помощь англо-американскому десанту в Арденнах, попавшему в декабре 1944 года в клещи немецких танковых дивизий.

Жизнями тысяч русских воинов Сталин спас жизни англичан и американцев. Обескровленная прошлыми наступлениями, уставшая русская армия, не имея достаточного запаса боеприпасов, медикаментов, перешла в наступление. Потери при неподготовленном наступлении увеличиваются многократно. “Великий русский патриот” Сталин спас англичан и американцев: немецкому командованию пришлось срочно перебрасывать часть своих дивизий на Восток. Те немецкие войска, которые должны были стрелять в союзников, стреляли теперь в русских солдат.

Несмотря на неподготовленность наступления, ценой больших потерь наши войска быстро продвинулись далеко на Запад.

20 января 1945 года в ставке Гитлера состоялось экстренное совещание. Решение, утвержденное Гитлером, гласило: “В кратчайший срок собрать в Данциге максимальное количество судов, погрузить на них наиболее ценные кадры и в охранении боевых кораблей вывести в западные порты Германии: Киль и Фленсбург”.

Конец января 1945 года. Данцигский порт опоясан двойной цепью солдат. Они стоят, не шевелясь, не стряхивая черные снежинки. Это пепел от сгоревших архивов. Уже двое суток за пакгаузами жгут горы разноцветных папок. Для солдата это верный признак того, что дела плохи. Сечет глаза перемешанная с пеплом мелкая снежная пыль. Зябко.

Солдаты внимательно следят за дорогой, по которой сплошным потоком в порт едут машины. Движутся они в сторону огромного теплохода, занявшего чуть ли не половину причальной стенки. На борту теплохода красуются медные буквы “Вильгельм Густлоф”. Имя лайнеру дал сам фюрер в честь своего друга и партийного деятеля, убитого в 1936 году югославским антифашистом.

“Вильгельм Густлоф”, построенный перед войной, совершил лишь один рейс: от Гамбурга до Канарских островов. Такой подарок офицерам рейха сделал тоже сам фюрер. Двухсотдесятиметровый гигант, имеющий высоту пятнадцатиэтажного дома, по роскоши уступал лишь легендарному “Титанику”. На корабле была предусмотрена шикарная каюта для самого Адольфа Гитлера. В 1939 году лайнер был переоборудован под плавучий госпиталь, а затем поставлен в Данциге на прикол, где был превращен в плавучую базу учебной дивизии подводных лодок. Здесь жили и учились курсанты-подводники.

К концу первого дня погрузки фешенебельные каюты были переполнены, а люди все прибывали и прибывали. Генералов и адмиралов, героев войны и партийных функционеров, гестаповцев и сотрудников разведки приходилось подселять в двухместные и четырехместные каюты, где набиралось по восемь-десять человек. Мест не хватало, обстановка осложнялась. Перегружены уже и корабли поменьше: “Ганза”, “Геттинген” и другие суда конвоя, а эвакуированные все прибывали и прибывали. Некоторые — с женами и детьми. Много раненых.

За три дня погрузки лайнер принял около трех тысяч человек — почти вдвое больше, чем положено по техническим условиям.

На дымовой трубе “Вильгельма” нарисовали красный крест. Но вместе с ранеными немцы грузили воинские части с оружием и полной боевой выкладкой.

Утром четвертого дня ворота порта распахнулись, чтобы пропустить огромную пешую колонну: шел личный состав школы подводного плавания. Более двух тысяч человек! Подводники вливались в трюмы и кубрики лайнера вместе с сотней командиров подводных лодок — асов подводной войны. Это был резерв флота, гордость и надежда Германии. Именно их, учитывая безысходное положение Данцига, фюрер велел вывести вглубь Германии во что бы то ни стало. На новом месте их ждали новенькие подводные лодки.

На пятый день погрузки к капитану поступили пакеты с сургучными печатями: “Принять тысячу триста подводников гарнизона Окстерхефт!”, “Устроить пятьсот членов семей партийных функционеров Восточной Пруссии!”

Забиты все каюты, курительные комнаты, салоны, осушенный плавательный бассейн, гимнастический зал, танцевальный зал, зимний сад, театр, бары, рестораны. Заняты людьми с чемоданами и тюками все коридоры и проходы.

Тем временем к городу все ближе подкатывает гул русских “катюш”. То и дело эскадрильи штурмовиков, прорывающиеся сквозь зенитные разрывы, обрушивают бомбы на железнодорожный вокзал, склады и портовые причалы. Вот-вот русские танки появятся из снежной мглы перед окопами, ворвутся в город и, грохоча траками, поползут по мостовой к порту. Надо торопиться с отправкой!

И вот, наконец, морские ворота порта миновали тральщики, за ними тронулись миноносцы и сторожевики. Когда громадина лайнера отвалила от причала, стрелки часов показывали двенадцать ноль-ноль 30-го января. Вслед за “Вильгельмом Густлофом” отвалил от причала теплоход “Ганза”, а за ним — турбоход “Геттинген” и суда помельче. Колонна кораблей растянулась на несколько миль.

Палубная команда навела порядок, шум и суета постепенно умолкли. Прошло несколько часов плавания. Стали сгущаться сумерки. Эскадра полным ходом шла к западным берегам Германии.

В 16.10 с флагманского корабля охранения на “Вильгельм Густлоф” поступил приказ: “Застопорить машины. Отдать якорь. Теплоход “Ганза” потерял ход. “Вильгельму Густлофу” принять на борт две тысячи человек”.

На “Вильгельме” срочно созвали совещание. Капитан корабля Фридрих Петерсен возмутился:

- Брать на борт еще две тысячи человек — это самоубийство. Их негде разместить. Но главное, что корабль перевернется при первой же серьезной волне!

С Петерсеном согласился начальник конвоя, он же военный капитан теплохода Вильгельм Цан. Было решено проигнорировать приказ, полученный с флагманского корабля охранения. Невиданный случай в истории немецкой армии!

Петерсен так обосновал общее решение:

- Используя большую скорость лайнера, мы откажемся от мнимого преимущества перехода под охраной конвоя. У нас есть свои зенитные установки, способные поражать авиацию противника. Впрочем, в том, что авиация и торпедные катера не смогут нам угрожать в такую погоду, я уверен. Подводные лодки на такой ничтожной глубине, при таком волнении, донных минах и нулевой видимости Маловероятно. Следует проложить курс так, чтобы пройти поближе к берегу по малым глубинам, которые не позволят подводной лодке скрытно приблизиться к лайнеру.

Ни Петерсен, ни Цан не знали, что радисты одного из кораблей дозора уже сообщили:

- В районе обнаружена русская подводная лодка!

Эту радиограмму не принесли на мостик “Густлофа” — ее просто не сумели принять из-за атмосферных помех.

Лайнер “Вильгельм Густлоф”, пропустив вперед себя один эскадренный миноносец и не дождавшись тральщика-торпедолова, который должен был идти чуть сзади, на полном ходу продолжил свой рейс, не совершая даже противолодочного маневра.
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: qreter
Просмотров: 323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


НОВОСТИ САЙТА!!!



Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru www.ALL-TOP.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений