Меню сайта |
|
|
|
Сатосова Людмила
| 26.04.2017, 06:18 |
«Ах, Санта-Лючия! Ах, Санта-Лючи! К сердцам одесситов вам Бог дал ключи». Когда я собиралась писать статью к юбилею народной артистки Украины Людмилы Сатосовой, я и не думала слагать поздравительные вирши. Но первая строка, та, что приведена выше, родилась, точнее, вырвалась сама собой. Потому что только Господь Бог может так щедро одарить одного человека талантом, красотой, добротой, обаянием, так выстроить его жизнь, в которой огромную роль сыграли неординарные, даже выдающиеся люди.
Судите сами. Война, 1944 год, самарская школьница из обычной семьи приходит работать на оборонный завод. Работать нелегко, но помогает песня. И вот заводскую певунью замечают главный инженер завода Илья Брук и знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев. С их легкой руки и начался взлет Люси (она по сей день любит, чтобы ее называли так, как звали папа и мама) к звездам театрального небосклона.
Для начала девчонку обряжают в чужие одежды и выпускают пред очи строгого ареопага, состоящего из таких китов оперной сцены, как Козловский, Шумская, Максакова, Барская, Шпилер. Так Люся оказывается принятой в студию Большого театра, находящегося в Куйбышеве (Самаре) в эвакуации. Уроки сценического мастерства Люся получает у Бориса Тамарина, уроки хореографии у строгой Данилиной, не расстающейся с хлыстом, которым она в нужный момент может «поправить» недостаточно прямо вытянутую ножку. Вот только педагога по вокалу у Люси нет, она занимается с концертмейстером. Не худший вариант, если голос поставлен от природы.
Первый выход на сцену — в «Верном друге». Это событие только так и можно расценить — первый выход. Но уже следующий спектакль — это честь и признание таланта дебютантки: роль Серполетты в «Корневильских колоколах» Планкста. Роль труднейшая с вокальной точки зрения. К сожалению, в те времена не принято было записывать и хранить аудиовидеозаписи (да и речи не было о магнитофонах). Но фото вот оно, в альбоме, и свидетельствует об очаровании молоденькой Серполетты.
А альбомов в доме Сатосовой много. Эта заслуга еще одного главного человека в ее жизни. Режиссер Виктор Эгин, муж, друг, любимый и единственный на всю жизнь, а также ее партнер и биограф. Виктор Васильевич всю жизнь, день за днем, вел дневники, отражающие все события жизни Люси. С ним она встретилась уже в Свердловске, где проработала в знаменитом Свердловском театре музкомедии с 1951-го по 1960 годы (там же родился ее сын Саша). О Викторе Эгине стоило бы написать отдельно — это был интереснейший человек, умница, эрудит, завзятый филателист. Когда десять лет назад я была в гостях у Сатосовой и Эгина, он показывал мне свои коллекции. Но конечно, в первую очередь, мы говорили о Люсе, рассматривали альбомы с ее фотографиями.
География и социально-профессиональная принадлежность ее героинь самого широкого диапазона. Но глядя на эти фото, так и хочется воскликнуть: «Во всех ты, душечка, нарядах хороша». Стройной красавице особенно идут мундиры всех родов войск, а более всего голубой ментик из «Голубого гусара». В общей сложности в оперетте (включая мюзиклы) Сатосова сыграла двести ролей. И как говорит она сама: «От чумички до императрицы». Чумичкой Сатосова называет свою героиню Светлану Васильевну из пьесы А.Галина «Аккомпаниатор». Но этот спектакль уже из другого отрезка жизни Люси Сатосовой, когда она перешла из Одесского театра музыкальной комедии в Русский драматический театр, который добавил к сыгранному ею репертуару еще восемь ролей.
Нет, так я запутаю читателя. Вернемся к Свердловскому театру оперетты, так как этот театр в период становления дал молодой актрисе очень много. Свердловская оперетта в те годы была знаменита на всю страну. Театр называли ссыльным, так как в нем работали многие бывшие князья и другие титулованные особы, чье присутствие западнее Свердловска было нежелательно властям (сегодня мы убедились, что князь «бывшим» быть не может). Они учили заводскую девчонку не только артистизму, но и аристократизму. И светские манеры очень пригодились при исполнении ролей герцогинь, графинь и прочих аристократок вплоть до коронованных особ.
Сатосова переиграла многих русских императриц: Екатерина II в спектакле Русского театра «Амурные баталии времен князя Потемкина», Александра Федоровна в «Белых ночах», а были еще «Русский секрет» и другие спектакли, в которых актриса надевала корону. Но главное то, что Сатосову всегда короновала публика, да и званиями ее не обделяли.
В 26 лет Сатосова получает звание заслуженной артистки РСФСР. А 6 марта 1965 года, уже будучи примадонной (не стоит бояться этого слова) Одесской оперетты, куда ее сманил из Свердловска режиссер Гриншпун-старший, Сатосовой вручают звание народной артистки Украины.
В Одесском театре музкомедии сыграны десятки ролей. Ее партнерами становятся Дынов, Применко, Водяной, Боровский, Осипов, Силин, Крупник… Она любимица публики, потому что не только «к сердцам одесситов ей Бог дал ключи», но и «к тайнам успеха под сенью кулис», и она, действительно, «взоров утеха, царица актрис».
В середине 90-х годов в Театре музкомедии возникла творческая напряженность. Часть артистов вместе с режиссером Гриншпуном-младшим ушла из оперетты, создав новый интересный театр «Ришелье». И там — роль, высветившая новые грани таланта, позволившая, когда распался театр «Ришелье», перейти на сцену Одесского русского драматического театра. Речь о спектакле «Таланты и полковники», в которой героиня Сатосовой повторяет судьбу Татьяны Окуневской, Лидии Руслановой, Зои Федоровой и других жертв сталинских репрессий. И не просто повторяет, а проживает их судьбы.
За десять лет в Русском театре сыграно восемь ролей, создано восемь образов. К сожалению, не все спектакли остались в репертуаре театра. Ушел в небытие замечательный спектакль по Р.Харвуду «Квартет», в котором она играла Сессил Робсон (певицу, попавшую в дом престарелых), не играют больше и спектакль по пьесе Е.Шварца «Тень» (он шел под названием «В нашем милом королевстве»). В этом спектакле она играла одну из самых ярких ролей — актрису Юлию-Джулию.
Не часто можно увидеть спектакль «Дилижанс из Руана» (Сатосова — графиня де Бревиль). Была сделана роль Герцогини в пьесе Ж.Ануйя «Странный этот мосье Жак», графини Вронской «Анна Каренина». Как видите, амплуа аристократических особ и в драмтеатре «преследуют» Людмилу Сатосову, правда, все эти титулованные особы имеют разные характеры, требующие разных красок. Екатерину II мы уже упоминали выше. Но наряду с этим одна из лучших и интереснейших работ Сатосовой — Светлана Васильевна в галинском «Аккомпаниаторе», где ее партнерами выступают С.Крупник и Е.Дембская, приглашенная на эту роль из Театра музкомедии. «Аккомпанирует» этому трио Геннадий Скарга. И от простой серой городской тетки чумички вдруг переход к по-гоголевски сочному образу Хавроньи в «Вие».
В конце я хочу повторить те пожелания, которые я высказала Люсе — Людмиле Сатосовой на ее очень тепло прошедшем юбилее: Так пусть неизменно, Как хлеб и как соль, Блестяще на сцене Слагается роль. Но сцена есть сцена — Приют Мельпомены, Свет рампы, фанфары, успех. А в жизни, как в жизни, — То праздник, то тризна, То драма, а то оперетта… Но все мы желаем Для вас, дорогая, Счастливого в жизни либретто.
|
Категория: ЛЮДИ И СУДЬБЫ | Добавил: qreter |
Просмотров: 513 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
|
НОВОСТИ САЙТА!!! |
|
|
|