НАУКА
И
ЖИЗНЬ
Суббота, 04.05.2024, 07:05



ХРОНОГРАФ                                    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

ДРУЗЬЯ САЙТА
ЗНЦИКЛОПЕДИЯ ЗНАНИЙ

счетчик посещений


Деволан Франц Сент

18.03.2017, 16:19
Франц Деволан - военный инженер-строитель порта и города. Руководил магистратом. Автор первого генерального плана города, утверждённого Екатериной ІІ. Изобрёл сетку улиц, удачно вписавшуюся в очертания дуги Одесского залива и напоминающую масонский треугольник, наметил основные градообразующие узлы будущего города, в том числе Приморский бульвар и Екатерининские площадь и улицу. Руководил строительством порта, первых улиц и домов, казарм и магазинов. По плану Де Волана в Хаджибее, для оживления торговли, были устроены огромные соляные магазины.

Близкий друг и сподвижник Де Рибаса, барбантский дворянин, военный инженер Деволан перешёл на русскую службу в 1787 г.

Его личные и инженерные качества высоко ценили Суворов и Потёмкин. Он участвовал во взятии Аккермана, Бен-дер и Измаила. По представлению Суворова был произведён в инженер-полковники.

В 1795 г. Деволан активно строил крепости и города на юге России: Севастополь, Овидиополь, Тирасполь, Одессу и другие. Одесса была главным делом жизни Деволана. Он был автором проектов военно-торгового порта и города, а начало Одессы в значительной степени положено характером и гением Деволана.

Когда в 1797 г. строительство порта и города Одессы были временно заморожены, генерал-майор Деволан демонстративно подал в отставку.

Большинство проектов Деволана носили ярко выраженный экономический характер: вывоз зерна через Одессу, мероприятия по оживлению экономики. Он был реформатором и строителем, его высоко оценила Одесса.

Благодарные одесситы установили в нише на пропилеях входа в Одесский порт его бюст (скульптор Кравченко) и назвали его именем спуск на Таможенную площадь Деволановский спуск).

** *** **
Чтобы получить представление о том, какое место занимал Деволан в плеяде выдающихся российских инженеров-строителей, достаточно бегло ознакомиться с основными вехами его служебной карьеры.

Франц Сент де Волан поступил на русскую службу в 1787 г. в возрасте 27 лет инженер-майором. В 1789 г. состоял первым инженером армии, а в 1793-м занимал ту же должность в армии Суворова в Польше. С 1795 г. управлял постройкой крепостей в Фанагории, Одессе, Тирасполе, на Кинбурне и городов: Одессы, Овидиополя, Тирасполя, Григориополя, Вознесенска. С 1798 г. - член департамента водных коммуникаций, и в этой должности строил Огинский канал, Мариинскую и Тихвинскую системы, обводные каналы около Онежского и вокруг Ладожского озер.

В последующем - был назначен главным директором путей сообщения, членом Совета министров.

Мы знаем Деволана как личность выдающуюся, всесторонне одаренную, как инженера- строителя широкого профиля с колоссальным зарядом энергии и исключительной работоспособностью - он вел строительство городов и крупнейших инженерных сооружений в разных районах России практически одновременно.

Одесса начала строиться по проекту Деволана

Имя этого первостроителя Одессы будет сохраняться в благодарной памяти одесситов до той поры, пока будет существовать наш город.

Полагаю, нет никакой надобности приписывать Деволану изобретений или открытий, которых он никогда не совершал, - подобные мифологемы только оскорбляют память замечательного человека. Так, в одной из одесских газет Деволану приписывается якобы изобретенный им так называемый ряжевый метод постройки гидротехнических сооружений. Такая "приписка" - следствие, скажем так, неосведомленности краеведа, стремящегося в данном случае сделать Деволану сомнительный комплимент. Ряжевый метод издавна применялся при постройке портовых сооружений в Европе и Америке, а в России - еще в петровские времена, в ходе строительства портов Ревель, Виндава, Петербург, Кронштадт.

Суть этого метода заключалась в том, что изготовлялись деревянные срубы, загружались камнями и затапливались в нужном месте. Собирались такие срубы не на воде - это было невозможно - а на льду. Если такой метод применялся при закладке Одесского порта, то Деволан мог воспользоваться необычайно суровой зимой 1794-1795 гг., когда весь залив был покрыт толстым слоем льда.

В том, что ряжевый метод действительно использовался в ходе постройки Одесского порта не позднее 1795 года, никакого секрета нет. Еще в 1986 г. в "Вечерней Одессе" опубликован фрагмент текста книги Мэри Гутри (Гатри), включающей самое первое описание Одессы, относящееся ко второй половине 1795 г. Автор этого описания - англичанка, преподавательница Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (будущего Смольного института), близкая знакомая Дерибаса - подробно рассказывает о строительстве портовых сооружений, хвалит Деволана. Мэри Гутри как раз и говорит о деревянных "кейсах" , заполненных камнями, с помощью которых создается искусственный фундамент мола.

Так что здесь никаких тайн нет. Загадка не в технологии гидротехнических работ, а в проблеме гораздо более масштабной - в планировании строительства собственно города. Тем не менее, Деволана упрекают в "отсутствии ярко выраженного планировочными средствами общественного центра и магистралей". Так ли это? Неужели столь авторитетный специалист мог сделать такие упущения? Очевидно, с учетом требований конъюнктуры, Деволан пришел к определенному неординарному решению.

Начнем с магистралей. Их организующее значение в развивающихся городах со сложившейся ранее запутанной сетью улиц несомненно. Не так очевидно оно в случаях, когда улицы города изначально прямы, протяженны, достаточно широки и пересекаются под прямыми углами - как, скажем, в Одессе. Здесь при передвижении по городу возможен широкий выбор равноценных по дальности маршрутов. Что касается скорости движения, то и теперь - при расположении на одном уровне, отсутствии подземных переходов и густой сетке поперечных улиц - не приходится говорить о выигрыше во времени при движении по магистральным улицам, таким, например, какой стала Ришельевская.

Во времена, когда движущими силами на транспорте были натуральные лошадиная и воловья, о скорости внутригородских перевозок мало заботились. Та же Ришельевская служила местом променада в экипажах - здесь о скорости вообще говорить не приходится. И все же мы знаем, что планом Деволана была предусмотрена магистраль, идущая через весь город из порта по Военной балке, Большому (Александровскому) проспекту в направлении современного "Привоза", магистраль, отчетливо выраженная на плане и в течение более 30 лет разделявшая город на две части - Северный и Южный форштадты.

Не менее четко планировочными средствами выражена магистраль, совпадающая с самой длинной тогда Преображенской улицей: здесь стыкуются лежащие под разными углами две основные сетки улиц, и эта "пограничная" магистраль сделалась позднее кордоном между Греческим (Северным) и Военным (Южным) форштадтами. Магистральными были, по существу, поперечные улицы: Херсонская-Ланжероновская и Тираспольская-Почтовая, по которым шли обозы от Херсонской заставы в порт и от Тираспольской заставы к хлебным магазинам, сосредоточенным у Карантинной балки. Другое дело, что позже эти улицы не были оформлены соответствующим образом градостроительными средствами, а Ланжероновская была отрезана от Херсонской Городским садом. Едва ли повинен Деволан и в том, что более двух столетий назад не предусмотрел магистраль, связывающую "спальные новостройки" севера и юга Одессы.

Что до единого общественного центра города, он действительно не был предусмотрен. Однако при сопоставлении деволановского плана Одессы и его модификаций 1803, 1809 и 1811 гг. сразу же бросается в глаза не столько отсутствие такого центра, сколько несоразмерно большое число крупных площадей, рассредоточенных в пределах намеченных границ города. Всего их восемь, расположены они примерно на равных дистанциях друг от друга и за исключением будущей Соборной площади - прямоугольны. Невольно возникает предположение, что отсутствие общегородского центра связано с "региональными" функциями этих площадей.

Как правило, городские площади являются очагами жизнедеятельности окружающего их района. Вблизи размещаются административные, духовные, культурные, коммерческие учреждения, престижные предприятия сферы обслуживания. К ним тяготеет и специфическая жилая зона. Напрашивается вывод о том, что Деволан намеренно рассредоточил основные звенья инфраструктуры, а тем самым и жилые зоны. Что понуждало его поступить именно так?

Перед Деволаном была поставлена задача проектирования города-порта практически на голом месте, причем уже в проектном решении должен был быть импульс к его стремительному росту. Нарождающийся город должен был сразу же заявить о себе как о крупном начинании, приобрести имидж очередного "чуда света", ошеломить размахом строительства и овладеть сердцами и умами дальновидных коммерсантов, банкиров, ремесленников, прадставителей интеллектуальной элиты. А это диктовало необходимость развернуть работы широким фронтом, на большой территории, всемерно афишируя "наших планов громадье"

Руководствуясь всеми этими соображениями, Деволан рассредоточил в пределах границ большого города восемь площадей - как бы центров притяжения формирующихся жилых зон. Ни одна из них не обладала явными преимуществами перед другой - горожане могли селиться в той или другой, сообразуясь с собственными приоритетами. При этом предполагалось, что территория между этими локальными жилыми зонами какое-то время останется незастроенной, т.е. город будет эволюционировать по принципу образования мегаполиса.

Оправдались ли надежды Деволана? В общих чертах оправдались. Правда, три из запланированных площадей не состоялись - они оказались за чертой порто-франко, где деволановские планы не соблюдались. Одна из площадей - Немецкая - в 1820-30-х гг. была застроена кирхой и учебными заведениями вюртембергских немцев. Жилая зона сложилась здесь по этническому признаку - так называемая Верхняя Колония. Как и предполагалось, между образовавшимися локальными центрами не наблюдалось выраженного сословного расслоения - в каждой из них селились представители всех социальных групп, в том числе и местного истеблишмента.

Близ Херсонской (Новобазарной) площади, наряду с мелким торговым людом, обосновались именитые купцы - Великанов, Фундуклей, Кошелев. Здесь жили градоначальник Гурьев, князь Жевахов, военный комендант города Кобле. В районе спонтанно возникшей Безымянной площади поселились Нарышкины, Потоцкие, Сабанские, Турчаниновы. На Соборной площади и прилегающих кварталах обитали крупнейшие негоцианты - Крамарев, Великанов, Лучич, Портнов, Ризнич. Вблизи Северной (Александровской, Греческой) площади поселились купцы Авчинников, Протасов, подрядчик Андросов, именами которых впоследствии названы "красные ряды", переулок и мол. Позднее здесь построили свои дома архитектор Торичелли, статские советники Марини и Маюров. Вокруг площади Вольного рынка обосновались состоятельные негоцианты Шишманов, Посохов, Яловиков, Черепенников, фамилии которых дали названия четырем частям Старого базара.

Ближе к площадям селились аристократы, крупные чиновники, именитые купцы. В прилегающих переулках - рыбешка помельче. Территория между образовавшимися локальными жилыми зонами в первое время действительно оставалась незастроенной, что видно, скажем, из исполнительного плана 1803 г. В подтверждение того, что застройка города, как предначертал Деволан, в самом деле велась как бы постепенно сливающимися крупными пятнами, можно привести цитату из "Новороссийского календаря" на 1836 г.: "Недавно еще Одесса представляла вид зданий, разбросанных на большом пространстве. Тогда, не зная плана, невозможно было понять, какое целое составят здания. Мало-помалу постройки, расширяясь, пошли прямыми линиями: то параллельно, то навстречу друг другу. В 1824 году уже заметно было направление главных улиц, но они еще прерывались пустырями".

Несмотря на это, ситуация, как и предвидел Деволан, представлялась со стороны настолько многообещающей, что множество образованных, толковых, предприимчивых людей, в том числе обладающих капиталами, стремились найти свое место в жизни формирующегося крупного черноморского центра, приобретающего славу выдающегося хлебного экспортера. Как видим, Деволан был не только великим строителем, но и незаурядным психологом, экономистом, социологом. Он как бы запустил механизм цепной реакции, в которую в свое время включились первые зодчие Одессы - братья Фраполли и Торичелли. В результате культурного взрыва развернулись, в частности, три каменных цветка, три локальных центра: площади Херсонская, Северная и Вольный рынок. Архитектурные ансамбли в классическом стиле окружали эти площади перистилями - уроженцы Средиземноморья имитировали здесь греческие агоры или римские форумы, общественные центры античной эпохи, наследницей которой считала себя Одесса.
Категория: ЛЮДИ И СУДЬБЫ | Добавил: qreter
Просмотров: 323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


НОВОСТИ САЙТА!!!



Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru www.ALL-TOP.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений