Получить свой домен
НАУКА
И
ЖИЗНЬ




ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как qreter | Группа "Администраторы" | RSS
Меню сайта

Статистика

Besucherzahler senior people meet
счетчик посещений


Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития

Введение.

В современном мире трудно отыскать хотя бы одно государство, которое в той или иной форме, на том или ином уровне не было бы задействовано в сложнейшую систему международных отношений.
  Не является исключением и Монголия. В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешней связи Монголии подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.
  Благодаря открытой внешней политике, Монголия резко расширила географию своих международных отношений: до начала 90-х гг. она поддерживала связи с 90 странами, ныне же насчитывается около 140. Торгово-экономические связи осуществляется более чем с 70 странами мира. При этом соблюдается принцип равноправия в отношениях с любой страной. Таким образом, меняется окружающий мир, меняется роль Монголии в этом мире.
  Изменения происходят и во внешней политике других государств по отношению к Монголии. В новых условиях, страны рассматривают Монголию в качестве “моста” между Азией и Европой и начали отказываться от характеристики ее как буферного государства.
  Сегодня, когда идет процесс переосмысления истории, есть резон обратиться к современному положению Монголии в международных отношениях, что даст возможность, не повторяя ошибок прошлого выработать пути сотрудничества Монголии со всеми странами мира на основе новой модели развития.
  Актуальность данной темы вытекает из потребностей разработки новой политики, регулирующей торгово-экономические, политические, научно-культурные и прочие связи Монголии, в том числе с Великобританией.
  Таким образом, объектом исследования в данной работе является внешняя политика Монголии в контексте современного состояния монгольско-британских отношений и перспективы их дальнейшего сотрудничества.
  Целью итоговой работы является сравнительный анализ внешней политики Монголии с переходом к новой общественной модели развития, к рыночной системе хозяйствования; политика проводимая Монголией по отношению к Великобритании и определение перспективы дальнейшего развития англо-монгольских отношений.
  Для достижения указанных целей диссертант поставил перед собой следующие задачи:
  определить роль и место Монголии в системе международных отношений;
  показать процесс становления и развития взаимоотношений Монголии и Великобритании, торгово-экономическое, политическое, культурное сотрудничество двух стран.
  на основе анализа монголо-британских торгово-экономических связей определить место и роль Великобритании в экономической жизни Монголии.
  Автор стремился по возможности максимально объективно и непредвзято исследовать комплекс проблем, связанных с характером и динамикой взаимоотношений двух наших стран на протяжении 12 лет (1990-2002 гг.).
  Хронологические рамки – 1990-2002гг. Выбор нижней рамки итоговой работы обусловлен преобразованием, ликвидацией старой социалистической модели развития, переходом к новой модели, основанной на рыночных отношениях и демократических принципах в Монголии, что дает возможность провести анализ предыдущего периода истории отношений Монголии и Великобритании с ее современным состоянием.
  Выбор верхней границы – 2002 г. – связан со стремлением автора довести исследование насколько это возможно до наших дней.
  В работе использованы сравнительно-исторический, проблемно-аналитический, экономико-статистический, социологический и другие методы исследования.
  Источниковую базу итоговой работы составил широкий круг разнообразных источников преимущественно на монгольском, английском и русском языках, доступных автору. Условно их можно разделить на следующие основные группы:
  Материалы и документы, опубликованные в сборниках дорговоров, соглашений и конвенций, заключенных между Монголией с иностранными государствами. Опубликованные на монгольском языке материалы и документы, законодательные акты, указы, а так же Основной Закон Монголии – Конституция (Монгол Улсын Ундсэн Хууль).
  Достоверную основу изучения истории и современного состояния взаимоотношений между нашими странами составляет периодическая печать, как на монгольском, так и на английском языках. Для исследуемого периода ценными источниками являются периодическое издание “Международные Отношения”, которое стало издаваться с 1996 года. Исключительно интересную информацию содержит центральная и местная периодическая печать Монголии: газеты “Унэн” (“Правда”), “Засгийн газрын мэдээ” (“Правительственный вестник”), “Ардын эрх” (“Народное параво”), “Ил товчоо” (“Гласность”), “Ардчилал” (“Демократия”) и др., журналы “Ундэсний эдийн засаг” (“Национальная экономика”), “Цаг уе” (“Время”) и др.
  Отдельные цифры и материалы, необходимы для анализа были опубликованы в официальных статистических ежегодниках, а так же в материалах, публикуемых центральными статистическими органами Монголии.
  Исключительно важным источником для изучения истории взаимоотношений между Монголией и Великобританией являются издаваемые Торговым представительством Монголии и Великобритании бюллетени экономической и деловой информаии

Формирование внешней политики Монголии в конце 80-х – 90-х гг.

Международное сотрудничество Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям.
  В конце 80-х гг. XX в. рухнула система социализма, а вместе с ней канула в прошлое биполярная структура мирового сообщества. В мире произошли кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между странами, и не только бывшими противниками, но и бывшими соратниками. На всем постсоциалистическом пространстве, в том числе и в Монголии, начался процесс реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития.
  На внешнеполитической арене Монголия старается эффективно взаимодействовать со своими соседями, в первую очередь с Россией, а также с Западом, включая США и Японию. Поиски нового места в связи с изменением геополитической картины мира являются актуальной проблемой для Монголии, так как её судьба сильно зависит от внешней международной среды.
  Новый мировой порядок, на наш взгляд, может определяться следующими силами: США, Евросоюз, Китай, Япония, Россия, Индия, а также великим множеством средних и малых стран. Одним словом, в мире огромную роль будут играть великие евразийские государства, где преобладают позиции Китая, России, а также Японии. В то же время международные отношения впервые обретут истинно глобальный характер. На поверхность всплывет целый ряд проблем, таких, как распространение ядерных технологий, проблемы окружающей среды, демографического взрыва и экономической взаимозависимости, решением которых можно будет заниматься только в мировом масштабе. Интересы России, Китая, Японии в недалеком прошлом соперничали в Монголии, и этими интересами в основном определялась динамика развития её внешнего окружения в последние триста лет.
  Как государство, находящееся между двумя великими державами, Монголия может избежать прошлых ошибок и гарантировать свою экономическую стабильность путем установления и расширения всесторонних связей, как со своими близкими соседями, так и с международным сообществом, включая США, Японию и Западную Европу. В этом смысле вступление Монголии в 1991 г. в МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и 1997 г. в ВТО имело определяющее значение для её дальнейшей интеграции в мировую экономику.
  Стали все отчетливее вырисовываться контуры новой внешней политики Монголии, освобожденной от идеологических догм и односторонней ориентации на северного соседа. Конечно, эта ориентация определяется многими существенными причинами. Верховенство национального интереса, многосторонность и открытость определяют лицо монгольской дипломатии, её активных усилий, направленных на заполнение вакуума, образовавшегося после фактического ухода северного соседа из Монголии, почти единственного в прошлом кредитора и торгового партнера.
  Тем не менее, макроэкономическое регулирование в Монголии проводилось под контролем международных финансово-экономических организаций и стран-доноров, таких, как Азиатский банк развития, Мировой банк, США, Япония и ФРГ. Причем предоставление кредитов со стороны этих организаций и стран обусловливалось выполнением Монголией ряда их рекомендаций по урегулированию перехода к рыночным отношениям.
  В условиях перехода к рыночным отношениям Монголия осуществляла открытую внешнеэкономическую политику. Была проведена поэтапная либерализация внешней торговли, сокращены до минимума лицензирование и квотирование, значительно снижены импортные пошлины практически на все виды оборудования, запасные части и другие товары.
  Но политика открытости внешнему миру имеет целью формирование и предоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в страну иностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий, современных методов управления в сферах производства и сервиса. Экспорт в КНР, США, Россию, Южную Корею, Австралию, Великобританию, Италию, Японию составляет 98% общего экспорта Монголии. Соответственно 90% общего импорта Монголии приходится на следующие страны: Российскую Федерацию, КНР, Южную Корею, Японию, Германию, США, Сингапур, Австралию (см. Приложение 3). На долю ГОК “Эрдэнэт” в 1999г. приходится 60% общего экспорта, 35% ВВП Монголии, причем медный концентрат большей частью экспортировался в КНР, Россию, Южную Корею, Японию и Казахстан (95,6%), а молибден (83,7%) – в Китай, США, Россию, Швейцарию.

Научно-теоритеческие концепции и практика.

Основополагающие идеи внешнеполитического курса новой Монголии были заложены в Программу действий первого коалиционного правительсьтва осенью 1990 года. Внешняя политика была сформулирована следующим образом:
  - полное использование внешних факторов для углубления перестройки и продвижения социально-экономического развития страны;
  - открытая внешняя политика;
  - соблюдение принцина равноправия и взаимной выгоды;
  - определение объема и форм сотрудничества, исходя из критериев эффективности;
  - погашение внешних займов в короткие сроки за счет доходов, получасмых в ходе использования кредитов;
  - предеставление льгот иностранным инвесторам;
  - выбор проектов сотрудничества на конкурсной основе;
  -создание специальной таможенной зоны и консигнационных складов;
  - предоставление гарантий зарубежным инвесторам;
  -обеспечение условий для перевода их прибылей за рубеж1.
  Из данного раздела правительственной Программы видно, что в ней заложен прагматизм как основополагающий принцин стратегии и тактики политики Монголии. На базе этой Программы была составлена и утверждена правительством программа деятельности Министерства внешних сношений, в которой была выдвинута задача использования внешнего фактора “для угубления перестройки и продвижения социально-экономического развития страны”. Общие критерии определения национальных интересов, которыми страна должна руководствоваться во внешней политике, были сформулированы в новой Конституции Монголии, где говорилось, что специфические внутренние и внешние условия развития страны формируют базис для определения объектов, приоритетов и принцинов внешней политики государства.
  Дальнейшая корректировка внешней политики Монголии была связана с зондированием почвы для активизации сотрудничества с такими влиятельными и экономически мощными государствами как Япония, США и Великобритании при сохрании курса на поддержку дружественных и взамно–выгодных политических связей с Россий и Китаем.
  Последовательная внешняя политика страны связана с принятием новой Конституции Монголии 13 января 1992 года2. Согласно Конституции 1992 года, Монголия дожна придерживаться универсально признанных норм и принцинов междунарадного права и проводить миролюбивую внешнюю политику и не должна выполнять те международные договора и соглашения, которые противоречат основному закону. Последующая корректировка внешней политики Монголии связана в первую огередь с новыми подходами к проблемам национальной безонасности, которые были определены в двух программных документах Монгольского парламента, первый из которых представлен Конценцией национальной безопасности Монголии1, другой - Конценцией внешней политики Монголии2. Впервые в истории Монголии были разработаны, приняты и опубликованы научно-теоретические вместе с практическими установками концепции национальной безопасности, внешней и военной политики страны. Они обрели в Монголии общее признание, поскольку глубоко отразили политические и геоэкономические проблемы национальной безонасности и задачи по их решению, то есть вполне соответствовали как международным тенденциям развития мира, так и возможностям республики использовать внешний фактор в своих собственных национальных интересах.
  В Конценции Национальной Безонасности (КНБ) Монголии прежде всего определены её основные направления:
  - безопасность существования страны;
  - безопасность общественного строя и государственного устройства;
  - безопасность прав и свобод граждан;
  - экономическая безопасность;
  - научно-технологическая безопасность;
  - информационная безопасность;
  - безопасность Монгольской цивилизации;
  - безопасность населения, его генетического фонда;
  Примечательно, что в этом документе провозглашена идеологическая основа обеспечения национальной безопаности, названная национальным патриотизмом, сформулировано такое понятие как жизненные национальные интересы Монголии - обеспечение существования Монгольского народа и его цивилизации, территориальной целостности, государственной независимости и сувернитета страны, нерушимости границ, относительной экономической независимости, устойчивой экологии и национального единства. В целом же ”национальная безопасность” означает положение, гарантирующее и обеспечивающие коренные интересы Монголии, благоприятные внешние и внутренние условия развития. В Конценции национальной безопасности представлен перечень потенциальных внешних угроз, свидетельствующих о том, что Монголия не исключает возможность попыток со стороны внешнего мира угрожать ее суверенитету и благополучию. В их числе:
  -совершение или угроза совершения вооруженной агрессии против Монголии со строны любого государства или других сил;
  -проведение политики, направленной на насильственное изменение государственной независимости, на подрыв национального единства Монгольского народа;
  -препятствование свободному общению с другими государствами в соответствии с нормами международного права и оказание давления;
  -организация и ведение террористической, диверсионной и разведывательской длятельности против Монголии и её граждан, а также провокация и содействие деятельности подобного рода;
  -попытки посильно настаивать свои идеи и интересы в Монглии и решать спорные вопросы посредствам силовых методов;
  -возникиовение в мире, регионах и субрегионах противоречий, кризисов и вызовов, способных повлиять на Монголю и вовлечь ее в войну;
  -нанесение вреда экономике Монголии, покушение на совершение государственного переворота, использование страны в качестве плацдарма для нажима и действий, направленных против других стран;
  -изменение государственных границ, незаконный переход границы, нарушение пограничного режима;
  -вовлечение в борьбу, столкновения и противоречия между приграничными странами, причинение ущерба в результате их внутренних противоречий и кризисов;
  -массовый исход иммигрантов из соседних стран;
  -возиикновение природных и экологических бедствий, появление и распространение острых эпидемий1.
  Конценция внешней политики Монголии (КВП) во многом повторяет содержание КНБ, что свидетельсливует об их органической взаимосвязи: с точки зрения внешней политики первый документ в основном касается внешней безопасности Монголии, а второй - путей, направлений и методов реализации КНБ.
  Политические реформы в Монголии привели к коренному пересмотру принцинов, целей, задач и приоритетов международного сотрудничества. Основу Конценции внешней политики составляют пять статей, в которых последовательно рассматриваются стратегия и тактика МНР на международной арене и задачи внешней политики в таких областях как политика, экономика, наука и техника, культура и т.д.
  Задачи внешней политики заключаются в следующем:
  Во-первых:средствами дипломатии защищать безапасность страны и ее национальные интересы;
  Во-вторых:создавать благоприятные внешние условия для обеспечения экономического развития и научно-технического прогресса.
  Кроме того, в КНП содержится постановка вопроса о взаимоотношениях малых и крупных государств. Сознавая свою определённую уязвимость в плане внешней безопасности, Монголия, согласно рассматриваемому документу, должна рассчитывать на помощь и поддержку великих держав. Но при этом считает: необходимо проводить открытую, неприсоединительную, широко диверсифицированную внешнюю политику1.
  Документ рекомендует несколько направлений внешней политики в качестве приоритетных. На первое место в нем выдвинулось сотрудичество с двумя соседними государствами - Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В этом заключается основное отличие новой конценции от преждней внешнеполитической доктрины МНР, предусматривавшей опору страны только на одно соседнее государство - Советский Союз.
  На втором месте - курс на сотрудничество с высокоразвитыми странами - США, Японией, Великобританией, Германией, Южной Кореей, и т.д. Пытаясь уравновесить взаимосвязь с Россией и Китаем, с одной стороны, отношения с третыми странами, с другой, Монголия приступила к поиску ”Третьей силы”, на которую она в случае чрезвычайных событий могла бы опереться.
  Из Концепции вытекает, что такая “третья сила” может быть комплексной, то есть сформулированной поддержкой и помощью нескольких государств. Возможно, такая идея была навеяна высказываниями бывшего Госсекретаря США Д.Бейкера, во время его двукратных визитов в Монголию в начале 90-х гг., и подчеркивающего что США ­ это третий сосед Монголии. Но в Концепции число таких соседей значительно расширено – в него входят Япония, Германия и многие другие сильные государства.
  Концепция внешней политики отдает должное необходимости развития сотрудничества Монголии со странами-членами СНГ. Страна заявила о своей готовности проводить внешнюю политику в отношении стран СНГ по линии двусторонних политических, экономических и научных контактов и, вместе с тем сотрудничать с ними в рамках различных международных организаций. Большое место в КВП отведено вопросам международного экономического сотрудничества. В основу внешнеэкомномической деятельности Монголии положен принцип экономической безопасности, декларированной в Конценции национальной безопасности, где сказано: экономическая безопасность – это создание такой структуры экономики, которая обеспечивает воспроизводство, используя внутренние ресурсы и возможности, обеспечивает потребности народа, создает экономический потенциал, укреплявщий независимость и способный в течение определенного времени, если того потребуют обстоятельство, прокормить страну.
  Экономическая безопасность – это идеальное экономическое состояние государства. Даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных государствах с устоявшимися политическими режимами экономическая безопасность остается весьма относительной.
  По условиям развития современная Монголия более, чем другие страны, зависит от внешнее-экономических и торговых связей. При этом возникают и взаимодействуют две формы внешней зависимости:
  –национальная экономическая безопасность Монголии напрямую связана с международным сотрудничеством, особенно с региональным;
  – общая национальная безопасность Монголии во многом зависит от международной экономичесзой безопасности в более широком, нежели региональные масштабы.
  Задача внешней политики страны исходит из этих двух общих положений. При этом надо отметить, что Монголия пока ещё не располагает необходимыми условиями для быстрого расширения собственного воспроизводства, но имеет к этому ряд стратегически важных предпосылок:
  Во-первых: в Монголии имеются большие запасы полезных ископаемых, которые, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, достаточно, чтобы создать развитую добывающую и перерабатывающую промышленность;
  Во-вторых: страна распологает накопленным производственным опытом и большими отрядом научно-технических кадров.
  В–третьих: гарантом экологической безопастности и, следовательно, эффективного внешнеторгового и экономического сотрудничества является сельское хозяйство, прежде всего животноводство. Ныне в Монголии на душу населения приходится более 10 голов скота – один из самых высоких мировых показателей.
  Для реализации этих предпосылок, согласно Концепции внешней политики, Монголия должна проводить политику открытости. В 16 пункте документа, однако подчеркивается, что экономического сотрудничества с зарубежными странами следует вести так, чтобы оно не поставило страну в подчинение другой и не грозило бы Монголии утратой государственного суверинитета1. Ещё одной чертой открытой внешней политики страны стал ответ на требование времени обеспечить переход от планово–централизованной экономики к рыночной. В этой связи была признана необходимость многовекторности внешней политики, в основу которой закладывались следующие принципы:
  -развивать сотрудничество с зарубежными странами, невзирая на идеологические, социально–экономические и политические различия;
  -не ограничивать сотрудничество политическим и экономическим направлениям, а ориентироваться на развитие отношений в среде культурных и гуманитарных связей2.

Монголия в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Начиная с 1957г. Монголия осуществляла торговлю с некоторыми фирмами Швейцарии и Франции, с 1960 г. – Англии и Японии. В 1960-е гг. внешние торговые организации Монголии развивали отношения почти с 200 торговыми организациями и фирмами Швейцарии, Италии, Бельгии, США, Франции, Японии, Швеции, Голландии, Великобритании, Австрии, ФРГ и Финляндии3.
  Несмотря на отсутствие официальных отношений, в 60-х гг. Монголию ежегодно посещали западные туристы, ученые, журналисты.
  Первой западноевропейской страной, признавшей МНР, была Великобритания, которая установила дипломатические отношения с МНР в 1963 г. В 1972 г. были установлены дипломатические отношения с Японией. Широкое признание МНР Западом началась после принятия МНР в ООН в 1961 г. За Великобританией последовали Австрия и Финляндия (1963), Швейцария, Швеция и Греция (1964), Франция (1965), Дания и Норвегия (1968), Канада (1973), ФРГ (1974)1.
  27 января 1987г. успешно завершились переговоры между МНР и США, между ними были установлены дипломатические отношения. В 1989 г. Монголию впервые посетил госсекретарь США Дж. Бейкер. Он подчеркнул, что монголо-американские отношения ничем не вредят советско-американским и американо-китайским отношениям. В марте 1991г. конгресс США сделал официальное заявление о поддержке позиции своего правительства по сотрудничеству с Монголией в политической, экономической и научной сферах.
  В ходе демократических преобразований в 1990-1995гг. во внешней политике Монголии произошли большие перемены. От односторонне ориентированной и идеологизированной внешней политики она перешла к многовекторной, открытой экономической политике, не зависящей от общественно-политического строя стран-партнеров, к политике активного развития взаимоотношений со странами АТР, в первую очередь с индустриально высокоразвитыми странами региона – Японией, США, Австралией и с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Гонконгом, Сингапуром, Тайванем), а также Китаем. Япония выступила инициатором движения стран-доноров в поддержку демократических преобразований Монголии и перехода ее к рыночной экономике. Движение стран-доноров возникло в 1991г., и впоследствии оно оформилось как своеобразный международный институт, функционирующий путем подготовки и проведения рабочих встреч и консультационных совещаний. Активное участие в оказании помощи Монголии для преодоления кризисной ситуации приняли следующие международные организации: Программа развития ООН, МВФ, Фонд народонаселения ООН, Международная ассоциация развития, ФАО, Мировой банк, ЭСКАТО, ВОЗ, ЕЭС. Помощь Монголии оказали также следующие страны: Австралия, США, Великобритания, ФРГ, Дания, Италия, Республика Корея, Таиланд, Индия, Франция, КНР, Швеция, Новая Зеландия, Япония и др. По данным монгольской печати, почти 30 стран-доноров, а также 10 международных финансово-экономических организаций с 1991 по 1994 гг. предоставили Монголии разнообразную помощь на общую сумму 580 млн. долл., из них льготных кредитов – 300 млн. долл., безвозмездной помощи – 280 млн. долл1.
  Половина этих средств была использована для расчетов с Россией за поставки нефтепродуктов, запасных частей для оборудования и на закупку продовольствия.
  Получаемая Монголией помощь может быть разделена на три основные категории.
  Безвозмездная помощь, которая предоставлялась без возникновения внешних платежных обязательств.
  Льготные кредиты, которые предоставлялись на 20-40 лет под 1-2% годовых. Такие кредиты Монголия получила от Азиатского банка развития, Всемирного банка, Японии и России. Внешние долги Монголии по кредитам на конец 1993г. составляли 290 млн. долл2.
  Третья форма кредита – торговая. Торговые кредиты предоставлялись на более жестких условиях: 10-15% предоплаты, высокие проценты и сжатые сроки. К таким кредитам Монголия прибегала в крайних случаях, когда складывалась сложная ситуация в жизнеобеспечивающих сферах национального хозяйства. Сложная ситуация с расчетами по торговым кредитам привела к тому, что Монголия отказалась от этой формы с середины 1992г., когда задолженность по торговым кредитам составила 90 млн. долл.
  Детский фонд ООН оказал Монголии содействие в реализации местных программ обучения детей, предоставив Монголии 50 тыс. долл. В 1994г. Мировой экологический фонд направил в Монголию 75 тыс. долл. для улучшения жизненного и культурного уровня тех людей, кто проживает на территории заповедных мест. В самый трудный начальный период перехода от старой модели к новой Монголия получила огромную помощь от ряда промышленно развитых стран. В то же время нужно отметить, что политика привлечения значительных средств от иностранных государств привела к увеличению задолженности Монголии, что вызывает глубокое беспокойство у общественности страны. К тому же иностранные государства имеют большой интерес в вопросах разработки полезных ископаемых, которыми богата страна. Американская пресса признавала, что действия США в данном вопросе обусловлены во многом желанием создать в Центральной Азии “удобный наблюдательный пост”1. Помощь со стороны международных финансовых организаций и ряда стран сыграла исключительно важную роль в спасении Монголии от надвигающейся реальной экономической катастрофы, в создании необходимых условий для развития рыночных отношений внутри страны и активного включения ее в мировые хозяйственные связи.
  Однако эта помощь не могла в полной мере компенсировать утрату такого мощного источника финансовой, экономической, политической и другой помощи, каким был ранее СССР. С 1993 г. в использовании кредитной и гуманитарной помощи, предоставляемой Монголии странами-донорами и международными финансово-кредитными организациями, наметились существенные позитивные изменения. Если в 1991-1992гг. около 70% всего объема помощи было направлено на решение текущих финансовых и социально-экономических проблем и только 10% на разработку и финансирование средне- и долгосрочных проектов, то в 1993г. это соотношение изменилось: доля помощи на финансирование проектов увеличилась до 60%1.
  Таким образом, отношения с развитыми странами характеризуются как динамично развивающаяся система. Это совершенно новые отношения, которые укрепляют международный статус Монголии.

Особенности сотрудничества Монголии и Великобритании.

Установление дипломатических отношений. Двусторонние отношения до 1990гг.

Международные отношения МНР до 1990гг. определялись интересами национальной безопасности, необходимостью поддерживать внешненолитический курс СССР и социалистического лагеря. “Холодная война”, которая по меткому выражению У.Черчилля пришла на смену глобальным военным схваткам держав (активное неприятие идеологических и политических установок друг друга, экономическое и другие виды противостояния) вовлекла в конфронтацию все другие страны мира, в том числе и МНР.
  Установление дипломатических отношений между МНР и Великобританией подразумевало подписание в 1945 году Ялтинской конференции, где была признана независимость МНР тремя сверхдержавами: Советским Союзом, США и Великобританией. После Второй Мировой Войны мир был поделён на два блока, а также ”холодная война” не способствовала развитию отношений. МНР была принята в ООН 27 Октября 1961 года, что явилось большим вкладом в укрепление международного положения страны и независимости МНР. Вслед за этим стало возможным установление дипломатических отношений между Монголией и Великобританией с 23 января 1963 года1.
  Основу двусторонних монголо–британских отношений заложили торговое соглашение, подписанное в 1973 году и Консульская конвенция, подписанное в 1975 году. В этом же году был сделан официальный визит замминистра МНР, Д. Эрдэнэбилэга, в Лондон и, в следующем, 1976 году последовал ответный визит замминистра Великобритании, г–на Х. Кортаззи, в Улаан–Баатар.

Активизция политических и деловых связей в 90-е гг.

Специфика наших связей такова, что между нашими странами в основном осуществляются контакты на высшем уровне, а так же на уровне министров иностранных дел.
  В конструктивном ключе развиваются контакты по парламентской линии – на уровне как спикеров парламентов, так и председателей ключевых комитетов. Указанные контакты положительно оцениваются руководителями парламентов двух наших стран.
  Так, в 1991 году парламентская делегация Монголии во главе со Спикером посетила Великобританию. В 1996 году по линии Уэстминстэрского фонда по поддержке демократии, Парламентская группа была с визитом в Монголию. В 2000 году была организована монголо–британская парламентская группа. В 2002 году вице–спикер Ж. Бямбадорж посетил Великобританию.
  Впервые британские парламентарии посетили Монголию в 1991 году, а так же в 1998, 1999 годах. В 2000 году создана британо–монгольская парламентская группа, возглавляемая Питером Пайком. Так же осуществляются связи между политическими партиями обеих стран с 1991 года. Например, налажены контакты и деловые связи Монгольской Соц–Демократической Партии с Партией Труда, Монгольской Национальной Демократической Партии с Консервативной Партией Великобритании, Монгольская Либерально–Демократическая Партия с Либерально–Демократической Партией. Согласовывается ряд совместных проектов и встреч.
  Большой вклад в развитие двусторонних связей вносят посольства двух стран, предлагающие пути дальнейшего их развития. Так, посольство Великобритании открыло в Улан–Баторе 1964 году, а посольство Монголии в Лондоне работает с 1969 года.
  Договор о культурном обмене работает с 1965 года. Он предусматривал обучение английскому языку в Университете города Лидса, стажировку и культурный обмен. На конец 1993 года стажировку в Лидском Университете прошли более 100 человек, граждан Монголии. В 1993 году Академия Наук Монголии подписала меморандум о сотрудничестве с Королевским Обществом Великобритании (The Royal Society) об обмене научными работниками и учёными. Также предоставляется грант правительства Великобритании на обучение студентов в Университетах до 5 человек в год.
  Великобритания оказывает Монголии помощь по двум направлениям. Так, 1992-1995гг. Правительство Великобритании оказало безвозмездную помощь в 2,7 млн. фунтов ст. Затем в последующие годы оказывала техническую помощь в рамках проекта Британского партнерства. Эта помощь составляла 150-250 тысяч фунтов стерлингов и финансировала проекты по сокращению бедности и на защиту детей, а также обогащение библиотек английскими книгами в школах, работу станции “Би-Би-Си” и обучение студентов в Великобритании.

Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и Велкиобритании.

В современном мире трудно отыскать хотя бы одно государство, которое в той или иной форме, на том или ином уровне не было бы задействовано в сложнейшую систему мирохозяйственных связей и, в первую очередь, во внешнеэкономические.
  Разнообразные формы участия страны в международном разделении труда через торгово экономическое, валютно-финансовое, производственное и научно-техническое сотрудничество страны с зарубежными государствами являются важнейшей составляющей экономической структуры любого современного государства.
  Не является исключением и Монголия. В последние годы имевшаяся договорно-правовая база ВЭС Монголии подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.
  Для Монголии Великобритания как торговый партнер представляет значительный интерес. Концепция развития торгово-экономических связей с этой страной строится с учетом следующих факторов:
  - устойчивое положение Великобритании в западном мире как страны с весьма благоприятным инвестиционным климатом, в связи с чем в производственные отрасли ее экономики компаниями США, Японии и континентальной Европы инвестированы значительные суммы, что означает наличие на английском рынке финансовых ресурсов для фирменных кредитов и других форм финансирования экспорта;
  - размещения в Великобритании ведущих мировых товарных бирж (черных и цветных металлов, хлопковая, ЦСО по алмазам и др.), означающее, что английский рынок по своему потенциалу значительно превосходит внутренние потребности;
  - членство Великобритании в ЕС, что дает возможность выхода через нее практически на весь европейский рынок;
  - исторически сложившиеся и во многом сохраняющиеся до настоящего времени торгово-экономические и политические связи Великобритании со странами Британского Содружества и со странами Ближнего Востока как на межгосударственном уровне, так и на уровне банков, компаний, инвестиционных групп и др.
  Несмотря на относительно недавнюю историю двустороннего сотрудничества, торгово-экономические отношения Монголии с Великобританией обеспечены достаточно полной договорно-правовой базой. Торговое соглашение, подписанное в 1973 году и Консульская конвенция, подписанное в 1975 году положило начало активному развитию двусторонних связей. С тех пор Великобритания относится к числу важнейших торговых партнеров Монголии. Так, представители Лондонской торговой Палаты посетили Монголию в 1975 году, а визит представителей Монгольской торговой палаты состоялся в 1979 году.
  Были заключены соответствующие правительственные договоры, являющиеся юридической основой монголо-британского экономического сотрудничества, в частности следующие: Договор о сотрудничестве в области экономики, науки и техники (в 1991г.), Договор о стимулировании и взаимном гарантированном капиталовложений (в 1991г.), Договор о неприменении двойного налогообложения на прибыль и имущество (1996г.), Договор о воздушном сообщении (2000г.)1.
  Если на начальном этапе сотрудничества представители британских фирм и компаний приезжали в Монголию, сопровождая британских государственных министров, то в последнее время визиты стали организовываться по линии торговых палат и отраслевых союзов обеих стран.
  Значительное влияние на активизацию двусторонних торгово-экономических отношений оказывает интенсивный политический диалог на высшем уровне – президент Монголии П. Очирбата посетил Великобританию в 1996 году, а премьер министр Р. Амаржаргал в 2000 году. В 1993 году Принцесса Анна посетила Монголию. В 1997 году Монголию посетил в качестве президента Всемирного фонда охраны природы Герцог Эдинбургский Принц Филипп. В 2002 году посетил Монголию член Королевской семьи Герцог Кентский Эдвард.
  Все эти меры привели к определенному оживлению торговли между странами (табл. 1). По данным монгольского статистического бюллетеня, товарооборот между нашими странами в 2002 г. возрос на 24,8% по сравнению с предыдущим 2001 г. Еще более впечатляющими выглядят результаты первых месяцев текущего года – товарооборот вырос почти в 10 раза, в том числе монгольский экспорт увеличился в 9 раз
  Снижения товарооборота в 2001г. объясняется ухудшением на мировом рынке кожи и шерсти. В целом товарооборот между Монголией и Великобританией в течение последних семи лет был относительно стабильный (в среднем 20 млн. долл. в год), причем характерной особенностью торговли является постоянное положительное сальдо торгового баланса Монголии
  Товарооборот Монголии с Великобританией в 2002 г. составил 20,3 млн. долл., что практически соответствует объему торговли 1995 г., что наглядно показывает Таблица 1. Великобритания заняла пятое место в списке основных торговых партнеров Монголии1, уступив лишь Австралии, но опередив Италию и Сингапур. Значение Великобритании как торгового партнера в последние годы существенно укрепилось, и сейчас они занимают одно из первых мест, однако ее доля в товарообороте Великобритании ничтожно мала. В целом же уровень торгово-экономических отношений двух стран далеко не соответствует их потенциальным возможностям.
  Баланс монгольско-британской торговли складывается в пользу Монголии, и положительное сальдо в 2002г. составило 14,7млн. долл. Это произошло в основном за счет резкого роста монгольского экспорта. Британская сторона обеспокоена ростом торгового дефицита своей внешней торговли, однако следует учитывать, что положительное сальдо торгового баланса Монголии в торговле с Великобританией появилось только в условиях перехода Монголии к рыночным отношениям.
  Структура взаимного товарооборота в последние годы остается практически неизменной. Основу торговли по-прежнему составляет сельскохозяйственные товары и промышленное сырье. В последние годы возросли поставки на британский рынок бараньей шерсти (60%) и козьего пуха (40%). Они являются основной экспортной продукцией Монголии.
  В импорте Монголии из Великобритании преобладают машины и оборудование (около 50%). Заметными статьями импорта являются химические товары – около 10%. В номенклатуре импортируемого оборудования преобладают промышленное оборудование, измерительная аппаратура, конторские и телекоммуникационные средства2.
  Внешнеэкономические связи Монголии и Великобритании не ограничиваются только сферой внешнеторгового обмена. Заметную роль во внешнеэкономическом взаимодействии двух стран играет инвестиционное сотрудничество. В результате либерализации внешнеэкономических связей в начале 90-х годов наблюдался рост прямых иностранных инвестиций в экономику Монголии.
  В 1991 г. компания “Марлин Инженеринг” создала совместную компанию “МОНМАР” по производству ветряных двигателей, производящих электроэнергию, что явилось первым британским инвестированием. Затем инвестиции были вложены почти во все отрасли экономики Монголии. К началу 2002 г. в монгольский государственный реестр было внесено около 34 совместных монгольско-британских предприятий, оперирующих на монгольском рынке, что составляло почти 2,8% общего количества зарегистрированных в Монголии совместных и иностранных предприятий. Наиболее активные из них – известные во всем мире компании “Бритиш Петролиум” производящий разработку нефтяных месторождений, “Кэйбл энд Уайэлэсс” по коммуникационному обслуживанию, “Ди Эйч Эл” международное почтовое обслуживание, “Бороо гоулд” разведка и освоение золотодобычи, “Тэмужин Менч” производство готовой одежды, “Холдеворс” по производству козьего пуха, “Кашмир Файн”, а также клиника “Вижн”.
  Британские компании не уступает лидерам среди иностранных инвесторов по объему совокупных инвестиций на монгольском рынке. Их объем в 2002г. составил 10 млн. долл. Несмотря на свое незначительное присутствие, Великобритания является одним из крупнейших инвесторов в монгольскую экономику и занимает 3,4% от всех иностранных инвестиций. Совершенно очевидно, что и нынешний уровень инвестиционного сотрудничества не соответствует ни потенциальным возможностям двух стран, ни их долговременным стратегическим интересам.
  В целях распространения информации и создания заинтересованности со стороны британских фирм и компаний для капиталовложений в Монголию, в 1998-1999гг. в г. Лондоне были организованы 2 конференции на тему капиталовложений, путешествия и туризм. Лучшему восприятию нашей страны британским бизнесом способствуют положительные результаты развития монгольской экономики в 2002г. и первой половине текущего года, конкретные действия правительства Монголии по созданию благоприятного инвестиционного климата, дальнейшему совершенствованию законодательной базы в экономической сфере, формированию равных условий конкуренции на монгольском рынке.
  В целом необходимо отметить, что Торговое представительство Монголии в Великобритании осуществляет целый комплекс работ по активизации и расширению двустороннего сотрудничества, включая доведение до британских и монгольских предпринимателей информации по самому широкому спектру вопросов экономического, правового и организационного характера, тем самым содействуя установлению прямых контактов между ними и продвижению взаимовыгодных проектов на рынке каждой из стран.
  Перспективы развития торговли между Монголией и Великобритании в целом можно оценить как благоприятные, однако ее динамика будет определяться ростом экспортного потенциала страны. Повышение конкурентоспособности экспорта, в свою очередь, в настоящее время тесно связано уровнем качества товаров и услуг, его диверсификацией, с улучшением системы продвижения товаров на мировой рынок.

Проблема привлечения британских инвестиций и кредитов в экономику Монголии.

Привлечение иностранного капитала в Монголию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития монгольской экономики. Как и другие страны, Монголия рассматривает иностранные инвестиции как факторы, ускоряющие экономический и технический прогресс, обновление и модернизацию произведенного аппарата, овладение передовыми методами организации производства, способствующие обеспечению занятости, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. В условиях инвестиционного кризиса в Монголии привлечение иностранных инвестиций становится важной задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.
  Как известно, внутренний рынок Монголии очень ограничен, слабо развита инфраструктура. Неблагоприятно расположена страна и в географическом отношении, Монголия не имеет выхода в открытое море. Экономический кризис, связанный с реформами и структурной перестройкой экономики, представляется неблагоприятным обстоятельством для иностранных инвесторов. Но есть и некоторые плюсы для иностранных инвесторов, находящихся в Монголии. Например, богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы, дешевая рабочая сила, слабая конкуренция со стороны монгольских производителей, осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.
  В целом в динамике иностранных инвестиций в экономику Монголии прослеживается повышательная тенденция, начиная с 1990 года. Если в 1990 году Монголия получила 965 тыс. долл., то в 1999 году в экономику Монголии было вложено 144,8 млн. долл. иностранных инвестиций1.
  Накопленный объем иностранных инвестиций в экономику Монголии по состоянию на 1999 год, по данным министерства внешних сношений Монголии, составил 350,5 млн. долл. В 1999 году объем иностранных инвестиций резко возрос и составил 144,8 млн. долл2. В условиях продолжавшегося несколько лет экономического спада приток иностранных инвестиций имел для Монголии большое значение. Без значительных для национальной экономики вложений иностранного капитала был бы затруднен переход страны к открытой рыночной экономике.
  По территории Монголии предприятия с участием иностранных инвесторов распределены крайне неравномерно: почти 90% предприятий зарегистрировано в Улан-Баторе, 8% - в регионе Дархан-Селенге-Эрдэнэт, что объясняется неблагоприятными условиями (распыленность населения на большой территории, практически отсутствие современной инфраструктуры, дефицит электроэнергии, неразвитость транспортного сообщения) для ведения хозяйственной деятельности на большей части территории страны3.
  В общей сложности в более чем 20 отраслях экономики Монголии вложен иностранный капитал. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в Монголии за 1990-1999 годы позволяет сделать вывод, что 42% всего объема иностранных инвестиций было вложено в геологию, на изыскательские работы, в горнорудную промышленность; 12,5% - в легкую промышленность; 8,3%о - на переработку сырья животного происхождения; 5,9% - в торговлю и общепит; 5,3% - в культуру, образование, науку; 5,7% - на строительство инженерных объектов, производство стройматериалов1.
  Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику Монголии в 1999 году свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. Многие отрасли монгольской экономики, которые ранее игнорировались иностранными компаниями, показали свои высокие потенциальные возможности для получения прибыли как в среднесрочном, так и в долгосрочном плане.
  Для осуществления структурной перестройки экономики и адаптации в мировое хозяйство Монголия испытывает острую потребность в привлечении иностранных прямых инвестиций и кредитов. Однако частный иностранный капитал проявляет пока сдержанное отношение к инвестированию в Монголию. Поэтому основным каналом получения внешних финансовых средств остаются кредиты и финансовая помощь на межправительственном уровне и по линии международных финансово-кредитных организаций. Это подтверждается даже простым сопоставлением объемов официальной финансовой помощи, предоставленной Монголии, с размерами частных иностранных инвестиций.
  По состоянию на начало 1999 года Монголия получила от группы доноров в 1991-1998 годах финансовую помощь в виде льготных кредитов и даров на сумму 1366,5 млн. долл., в том числе, льготные кредиты на сумму 679,5 млн. долл., и безвозмездную помощь в размере 687,0 млн. долл. По оценкам Министерства внешних сношений, реально в экономику Монголии с 1990 по 1999 год поступило 350,4 млн. долл. Фактически, после начала рыночных реформ и прекращения «дотирования» монгольской экономики бывшим СССР, в начале 90-х годов страна удерживалась от хаоса благодаря финансовой помощи промышленно развитых стран и международных доноров Монголии. Финансовая помощь Монголии координируется и имеет свое определенное организационное оформление в виде «международной группы доноров Монголии», объединяющей более 20 стран и 10 международных финансово-кредитных организаций. Основу официальной помощи развитию, как правило, составляют целевые льготные кредиты и безвозмездная финансовая помощь на создание инфраструктуры, закупку товаров за рубежом, а также валютные займы для выравнивания платежных балансов.
  Лондонское совещание “большой семерки” в июле 1991 года выразило поддержку начавшимся политическим преобразованиям в Монголии и ее политике “открытых дверей”, что послужило основой для перехода к оказанию скоординированной финансовой помощи со стороны промышленно развитых стран. В октябре того же года в Токио состоялась первая встреча группы доноров, после которой международная финансовая помощь Монголии была переведена в практическую плоскость. Финансовая помощь постепенно расширялась после вступления Монголии в МВФ, МБРР, АзБР и принятия на себя обязательств по проведению рыночных реформ в рамках программы экономической стабилизации.
  Проводимые правительством Монголии реформы на макроэкономическом уровне в процессе перехода от централизованно планируемой к открытой рыночной экономике получили положительную оценку и поддержку стран-доноров и международных финансовых организаций. Однако рыночные реформы привели к большому росту безработицы и резкому снижению жизненного уровня населения. Поэтому участники встречи в качестве приоритетных областей для оказания финансовой помощи в 1995 году выделили снижение уровня бедности и развитие энергетики. До начала 1994 года характер финансовой поддержки существенно не изменялся, несмотря на то, что на встречах доноров в 1992 году было выражено намерение в осуществлении совместной проработки и реализации среднесрочных и долгосрочных целевых программ по приоритетным направлениям.
  В 90-е годы экономическое развитие Монголии обеспечивается в основном за счет помощи стран-доноров и международных организаций (в 1991 году Монголия вступила в члены Международного валютного фонда. Всемирного банка. Азиатского банка развития). Ведущее место в предоставлении Монголии кредитов занимают АзБР, Япония, МВФ, безвозмездной помощи - Япония, США, Германия.

Заключение.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и практических выводов, наиболее важные из которых заключается в следующем:
  Азиатские территории, оставленные Великобританией в 1947 г., представляли собой настолько огромную и настолько важную часть всех неевропейских владений Западной Европы, что их освобождение сделало неизбежным освобождение колоний и зависимых территорий. Место Великобритании начали занимать США и Россия. Так образовался двухполюсный мир.
  На своей первоначальной стадии американская колониальная империя в Восточной Азии предстает в форме американского протектората над государствами, которые формально остаются независимыми, но фактически становятся сателлитами США.
  Аналогичная ситуация повторилась с Советским Союзом и его сателлитами в 50-60-х гг. XX в. Соперничество СССР и КНР, боровшихся за гегемонию среди «коммунистических» стран, привело к их противостоянию.
  Главным направлением политики Монголии в отношении к внешнему миру в новое время стала корректировка, и фактически полная перестройка ее внешней политики, корректировка дипломатии в сторону ее ориентации на национальные интересы и реальные нужды государства, на избавление от необходимости учитывать идеологические разногласия со многими странами.
  В соответствии с такими ориентирами в стране встал вопрос о создании новой внешнеполитической доктрины, основанной на интересах комплексной безопасности, открытости международному сообществу, использованию преимущества своего геополитического положения.
  В результате структурообразующими элементами национальной внешнеполитической и внешнеэкономической доктрины нового монгольского государства стали следующие базовые элементы:
  - равноправие во взаимоотношениях со всеми без исключения странами;
  - максимально широкая диверсификация географии внешних сношений;
  - проведение политики открытой экономики, в том числе привлечение иностранных инвестиций, сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  - запрещение размещения на своей территории иностранных военных баз и вооруженных сил;
  - как принципиально новый момент – установление и развитие связей с проживающими за рубежом лицами монгольского происхождения.
  По-новому была сформулирована проблема международных приоритетов. Учитывая свое географическое положение между двумя великими государствами – Россией и Китаем и трезво оценивая все преимущества и недостатки этого обстоятельства, Монголия во главу угла своей внешней политики поставила обновление отношений с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, но при ориентации на соблюдение независимости и свободы в своих действиях в отношениях с другими государствами.
  Дипломатические отношения между Монголией и Великобританией установились в 1963 году. Основу двусторонних отношений заложили торговое соглашение 1973 и Консульская конвенция 1975 гг.
  После распада СССР Монголия и Великобритания решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, и развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Межу нашими странами постоянно осуществляют контакты, проводятся переговоры на всех уровнях, в ходе которых обсуждаются самые актуальные вопросы по двусторонним отношениям.
  Наиболее важными являются вопросы в области торгово-экономических отношений. Великобритания как торговый партнер представляет для Монголии большой интерес. Монголия имеет с Великобританией положительное сальдо и баланс монголо-британской торговли складывается в пользу Монголии. Перспективы развития торговли между странами, ее динамика, скорее всего, будет определяться ростом экспортного потенциала Монголии, а именно повышением конкурентоспособности экспорта - повышение качества экспортируемых товаров и услуг, его диверсификация, продвижение на мировой рынок.
  Инвестиционное сотрудничество стало играть заметную роль во внешнеэкономическом взаимодействий двух стран. В результате либерализации внешнеэкономических связей в начале 90-х гг. наблюдался рост прямых иностранных инвестиций в экономику Монголии. Несмотря на то, что британские компании не уступает лидерам среди иностранных инвесторов по объему совокупных инвестиций на монгольском рынке, нынешний уровень инвестиционного сотрудничества не соответствует потенциальным возможностям двух стран.
  Необходимо подчеркнуть, что активное развитие монгольско-британских отношений отвечает внешнеполитическим интересам Монголии.
  Изменение характера и масштабы двустороннего сотрудничества Монголии и Великобритании, расширения торгово-экономических, политических, культурных и иных связей привели к существенному улучшению социально-экономического положения Монголии, а также ее статуса и роли на международной арене.

Список литературы

Внешняя политика Монгольской Народной Республики в документах. Улан-Батор: Государственное издательство, 1982.
  Внешняя политика Советского Союза. Документы и материалы. 1945-1950. М.: Политиздат, 1953.
  Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией 1993 г. - Дипломатический вестник, 1994, №3-4.
  Конституция и основные законодательные акты Монгольской Народной Республики. М.: Политиздат, 1952.
  Советско-монгольские отношения. 1921-1966. Сборник документов. Том 1. М.:
 Международные отношения; Улан-Батор: Улсын хэвлэлийн газар (Госиздат), 1966; Том 2, 1979.
  Статистический ежегодник стран - членов Совета экономической взаимопомощи. М., Финансы и статистика, 1988.
  Страны мира. Краткий политический и экономический справочник. 1999. М.: Республика, 1999.
  Тегеран- Ялта - Потсдам. Сборник документов. М.: Междуна-родные отношения, 1971.
  Улан-Баторская декларация. - Дипломатический вестник, 2000, №12.
  На монгольском языке
  Сборник документов и материалов по внешней политике МНР. Т. III. Улан-Батор: Госиздат, 1972.
  Белая книга по обороне Монголии. Улан-Батор, 1998.
  Конституция Монголии. Улан-Батор, 1992.
  Концепция национальной безопасности Монголии. - Дорно-Орно, Улан-Батор, 1995.
  Статистический ежегодник Монголии - 2001. Улан-Батор, 2002.
  На английском языке
  Concept of Mongolia's National Security. - The Mongolian Journal of International Affairs.
  Direction of Trade Statistics. Quarterly. December 2001. International Monetary Fund. Washington. D. C., 2001.
  Fundamentals of the Military Doctrine of Mongolia. - The Mongolian Journal of International Affairs. 1996, № 3.
  IMF. Country Profile 1996-2000. Mongolia: Basic Data, New York, 2000.
  International Financial Statistics. October 2001. - International Monetary Fund. Washington, D. C.,2001.
  International Financial Statistics. January 2002. - International Monetary Fund. Washington, D. C., 2002.
  Mongolian Statistical Yearbook 2001. Ulaanbaatar, 2002.
  Official Financing Developing Countries. IMF, Washington, D. C. February 1998.
  World Economic Outlook - January 2002. Washington D. C., 2002. World Economic Outlook: Fiscal Policy ad Macroeconomic Stability. - International Monetary Fund. Washington, D. C., 2001.
  Азия - 2000: путь к сотрудничеству и экономическому обновлению. Сб ст. М: Центр азиатских исследований Института международных экономических и политических исследований, 2001.
  Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений. Т. 1 2. М.: Научная книга. 2001, 2002.
  Батбуян Ц. Внешняя политика Монголии: некоторые аспекты ее обновления на современном этапе. - 70 лет Монгольской Народной Революции. Материалы международной научной конференции. Москва, 4 июля 1991 г. М., 1992.
  Бойкова Е. В. Отношения МНР с капиталистическими и развивающимися странами. 60-70-е годы. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982.
  Гербова А. А. Некоторые итоги экономической реформы и политики открытости Монголии. - М: Центр азиатских исследований ИМЭПИ РАН 2001.
  Гольман М. И. Изучение истории Монголии на Западе. XIII - середина XX в. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1988.
  Грайворонский В.В. Десять лет по пути реформ. - Азия и Африка сегодня, 2001, № 1. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М.: Научная книга, 2000.
  История Монгольской Народной Республики. Издание второе. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983.
  Лузянин С.Г. Ялтинская конференция и проблемы международно-правового оформления МНР накануне и в годы второй мировой войны. - ИДВ РАН, 1995, № 6.
  Лузянин С. Г. Россия - Монголия - Китай: внешнеполитические отношения в 1911-1946 гг. М.: ИДБ РАН, 2000.
  Моломжамц Л. Военные вопросы Концепции национальной безопасности Монголии. - Монголия - актуальные вопросы национальной безопасности. Сб. ст. УБ, 1998.
  Монголия: трудный путь к рынку. Сб. ст. М.: Центр азиатских исследований ИМЭПИ РАН, 1994.
  Некоторые проблемы современного социально- экономического развития и внешнеэкономических связей стран Восточной Азии. М.: Центр азиатских исследований ИМЭПИ РАН. 2001.
  Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско- тихоокеанском регионе. Сб. ст. М.: Научная книга,1999. Рощин С. К. Политическая история Монголии (1921-1940 гг.) М.: ИВ РАН, 1999.
  Серапионов А. А. Проблемы становления новых независимых государств (этнополитические аспекты). Канд. дисс., М., 2000.
  Тумурчулун Гуудайн. Процесс принятия политических решений в малых государствах на примере Монголии. Докт. дисс. М., 1999.
  Хайсандай Л. Монгольская Народная Республика и развивающиеся страны. Улан-Батор: Институт востоковедения АН МНР, 1982.
  Эрдэнбат Э. Рыночные реформы и открытая политика Монголии (1990-1997 гг.). М.: ИМЭПИ РАН, 1997.
  Яскина Г.С. Монголия: смена модели развития. Политические и экономические реформы. М.: Наука, 1994.
  На монгольском языке
  Баабар Б. Внешняя политика и геополитические интересы современной Монголии. - Ардын эрх, 19.03. 1998.
  Багабанди Нацагийн. Политика и цели накануне нового века. Улан-Батор: «АДтоп» хэвлэлийнгазар, 1998.
  Балдо Б., Северо-Восточная Азия и Монголия. - Зуун Хойт Ази судлал, 2000, № 1 (11). Батсайхан О. Сложности на пути развития Монголии. Улан-Батор, 1997.
  Болд Р. Состояние безопасности и некоторые проблемы оборонной политики Монголии. Улан-Батор, 1996.
  Далай Ч. Экономическое сотрудничество Монголии в регионе Северо-Восточной Азии. - Зуун Хойт Ази судлал - (1998, № 1, 10).
  Жамсран Хэрээд Л. Возрождение государственной независимости Монголии. Улан-Батор, 1997.
  Тенденции международных отношений 1990-х годов и отношения Монголии с великими державами. Сб. ст. Улан-Батор, 1995.
  Намжим Т. Прошлое и настоящее Монголии. Улан-Батор, 1996.
  Очирбат Пунсалмаагийн. Шанс, который нельзя упустить. Улан-Батор, 1997.
  Очирбат Пунсалмаагийн. Звездный час. 1996.
  На английском языке
  Dugersuren M. The Mongolian People's Republic and International Relations. Ulaan-Baator, 1981.
  Enkhsaykhan Jargalsaykhany. Some External Aspects of Mongolia's Security. // The Mongolian Journal of International Affairs, № 4, 1997.
  Friters Gerard M. Outer Mongolia and Its International Position. Baltimore: The Jhon Hopkins Press, 1949.
  Heaten R. W. And Now Mongolia. // The Economist, London, 17.03.1990.
  Heaten R. W. Mongolia in 1990. // Asian Security, January 1991.
  La Porta Alphonse, Crichfield Andrew J. U. S. -Mongolian Relations: Two Years on Progress. // The Mongolian Journal of International Affairs, № 7, 2000.
  Mongolia. // The Economist Intelligence Unit. Country Profile, London, 1997-2001.
  Murphy George G. Soviet Mongolia. // A Study of the Oldest Political Satellite. Berkley, 1966.
  Renovation of Mongolia on the Eve of the XXI Century and Future Development Patterns. Ed. By Ts. Batbayr. Mongolian Development Research Center, Mongolia, 2000.
  Rupen Robert. How Mongolia is really ruled. A Political History of the Mongolian People's Repualic. Hoover Institution Press, Stanford, California, 1979.
  Sanders Alan. Mongolia. Politic, Economy and Society. Oxford, 1987.
  The Asian - Pacific Community in the Year 2000: Challengers and Prospects. Second Print. Seoul: Sejong Institute, 1992.
  Периодические издания
  Азия и Африка сегодня. Ежемес. научн. и общ.-полит. журнал РАН, Институт востоковедения и Институт Африки. – М.: Наука, 2001.
  Проблемы Дальнего Востока. Ежемес. научн. и общ.-полит. журнал РАН, Институт востоковедения. – М.: Наука, №1, 2001.
  МЭ и МО. Ежемес. научн. и общ.-полит. Журнал РАН, Институт востоковедения. – М.: Наука, №3, 2001
  Daily News. – УБ.: “Удурийн Сонин”, 2003.

Поиск

Друзья сайта

РЕКЛАМА

Copyright MyCorp © 2012Бесплатный конструктор сайтов - uCoz